Скульптура Микеланджело Пьета в Соборе Святого Петра

Пьета Микеланджело -фото
Пьета Микеланджело.

Пьета Микеланджело — невероятная скульптура в истории искусства, которую хранит в своих стенах Собор Святого Петра в Ватикане.

Величайшее произведение молодого скульптора возводилось в эпоху Высокого Ренессанса.

Микеланджело сумел воплотить в глыбе мрамора одушевлённый образ Девы Марии, держащей мёртвого Христа на руках.

Тысячи людей приезжают ежегодно в Ватикан увидеть чудо скульптурного мастерства.

Краткая биография создателя шедевра

Микеланджело Буонарроти – выдающийся итальянский гений скульптурного, художественного, архитектурного и поэтического направлений. Мыслитель эпохи Высокого Возрождения и раннего барокко.

Легендарный мастер за свои 89 лет создал огромное количество произведений, копии которых и по сегодняшний день возделывают по всему миру.

Мастер всегда выполнял произведения, доводя до полного совершенства.

Пьета в Ватикане – одна из самых знаменитых работ скульптора.

Микеланджело Буонарроти - фото
Микеланджело Буонарроти.

История создания Пьеты

Pietà в переводе с итальянского языка – жалость, сострадание, скорбь.

В канонических текстах четырёх Евангелие и других апокрифических книгах нет упоминания о сюжете скульптуры Пьеты.

В XIV веке в христианстве получило распространение изображение в искусстве скорби Мадонны.

Художники эпохи Раннего Возрождения изображали в картинах скорбящий образ Девы Марии и распятого Иисуса Христа.

Одни из известнейших работ:

  • «Оплакивание Христа» (1494 г.) – Пьетро Перуджино;
  • «Пьета»(1495 г.) – Сандро Боттичелли.

Работа Перуджино хранится в галерее Уффици во Флоренции, а «Пьета» Боттичелли – в музее Полъди-Пеццоли (Милан). Обе эти картины показывают глубокое горе скорбящих, связанные с потерей близкого человека.

Произведения Перуджино и Боттичелли вдохновили Микеланджело на создание шедевра.

Знаменитая скульптура создана по заказу кардинала Жана Билэра де Лагрола – французского посла в Риме.

Период работы относится ко времени восхождения на престол папы Римского Александра VI, при правлении короля Франции Карла VIII.

Выполнение важного заказа, порученного Микеланджело, вызывало сомнения. Ведь мастеру было всего 24 года.

Но за Микеланджело поручился влиятельный римский банкир и общественный деятель Якопо Галли:

«Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше».

Грандиозное творение создавалось для надгробного памятника кардинала, предназначенного для расположения в капелле Святой Петрониллы.

26 мая 1498 года Жан Билэр де Лагрол заключил договор с Микеланджело. Согласно договору срок продолжительности работы над скульптурой – один год. Денежное вознаграждение за труд мастера было размером в 450 золотых дукатов.

Для оправдания ожиданий и доверия молодому скульптору пришлось приложить все силы и старания для кропотливой работы:

  1. Микеланджело лично отправился за выбором материала для скульптуры в город, расположенный на северо-западе от Флоренции – Каррару.
  2. Скульптор самостоятельно выбрал глыбу особенного мрамора в одном из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах. Мрамор чистейшей породы не имел трещин и вкрапленных частиц, идеально подходил для сложной работы.
  3. Мастер с лёгкостью создавал невероятный шедевр, вытачивая каждую деталь мраморного блока.

Заказчик не увидел завершенный вариант памятника, но был в полном восторге от выполняющихся результатов работы.

В 1500 году скульптура приобрела законченный вид.

Работа Микеланджело была настолько совершенной, что молодой скульптор прославился на весь Рим. А на сегодняшний момент мастер известен во всем мире своими уникальными творениями.

Пьета - Сандро Боттичелли - фото
Пьета — Сандро Боттичелли.

Особенности скульптуры

Скульптура поражает грандиозностью выполнения. Каждая часть продумана до малейших деталей и доведена до блестящего совершенства. Что передаёт весь глубокий смысл и дух композиции:

  1. Пьета Микеланджело имеет высоту 174 см, ширину 195 см и глубину 69 см. Малая глубина обусловлена расположением скульптуры в нише.
  2. Микеланджело воспроизвёл образы Марии и Иисуса ближе к натуральной величине. Рост Иисуса Христа около 175 см, а Мадонны – 205 см.
  3. Размеры фигуры Марии больше Иисуса, что позволяет ей свободно держать тело на руках. Различный размер скрывает мантия с многочисленными складками.
  4. Общий вид скульптуры имеет пирамидальную форму. Учёные, изучив данные в Ватикане, пришли к выводу об отражении композиции канонического треугольника. Данные предположения не характерны для католической культуры. Однако, имеются лишь косвенные доказательства этой гипотезы.
  5. Существуют сведения, что мастер потратил столько же времени на полировку мрамора, сколько возделывал саму статую. Возможно, создатель хотел наделить шедевр невероятным блеском в относительно тёмном помещении капеллы Святой Петрониллы.

На вопрос, как мастеру удаётся безошибочно возделывать скульптуру, Микеланджело ответил:

«Ничего сложного, я держу в уме совершенный образ и отсекаю от глыбы мрамора всё лишнее!».

В 1626 году великий итальянский скульптор и архитектор Франческо Борромини создал пьедестал для скульптуры.

Образ Марии - Пьета - фото
Образ Марии — Пьета.

Описание образов Пьеты Микеланджело

Микеланджело сумел отразить всю трагедию сюжета в образе Святой Девы Марии, держащей погибшего сына на руках.

Фигура Девы Марии изображена в виде молодой девушки, что нарушало теологические каноны. Во времена Ренессанса разрешалось изображать чистоту души Непорочной Девы Марии. Образы молодой Девы наблюдаются на картинах и в скульптурах творцов периода Возрождения.

Асканио Кондиви, являющийся биографом Микеланджело, пояснял изображение молодого лица Мадонны как: «целомудрие, святость и неподкупность способны сохранить молодость».

Некоторые утверждают, что создатель стремился показать более выраженную скорбь на юном лице, так как пожилое лицо покрыто морщинами от жизненных тягот и трудностей.

Лицо Марии остаётся невероятно чистым и живым. Голова Девы Марии опущена, и взгляд падает на пронзенное тело Христа, запечатляя каждую деталь и рану. Возможно, Мария вспоминает о пророчестве Христа, следуя которому, Иисус должен воскреснуть на третий день.

Неизмеримое горе отражается в жесте и позе фигуры:

  1. Правая рука Мадонны держит тело словно младенца, кормящего грудью. Безжизненная голова Иисуса спадает с плеча матери.
  2. Левая рука Марии выражает немое воплощение, недоумение о смерти сына.
  3. Накидка Марии имеет небрежные выраженные заломы. Искусствоведы сравнивают их с изломами души матери, утратившей сына.
  4. Фигура Иисуса находится в расслабленном виде, удерживаемом Мадонной. На кистях рук и стоп ног оставлены следы от гвоздей после распятия. Рёбра проколоты после смерти римским воином. Лицо выражает тихое умиротворённое спокойствие.

Единая скульптурная композиция выражает всю глубинную трагедию скорбящей Девы Марии над телом Иисуса Христа.

Образы Марии и Иисуса - фото
Образы Марии и Иисуса.

Разрушение Пьеты и её реставрация

В течение 500 лет с момента создания скульптура неоднократно подвергалась разрушению. При частых транспортировках композиция получила несколько повреждений.

Четыре пальца на левой руке Девы Марии были отбиты. Реставрацию произвёл Джузеппе Лириони в 1736 году. Работа вызвала противоречивые мнения об изменении смысла жеста руки.

В 1964 году в Нью-Йорке провели рентгеновский анализ статуи без выявления значимо серьёзных недостатков. После чего отправили Пьету в Ватикан.

21 мая 1972 года венгерский геолог Ласло Тот с австралийским паспортом обошёл охрану базилика и совершил акт вандализма. Он нанёс несколько ударов молотком по скульптуре. Была повреждена часть левой руки до локтя, облик Марии. Действия вандала остановили сотрудники охраны. Человека признали психически больным. Обломки скульптуры рассыпались по залу, их расхватали посетители Собора. Позже некоторые части возвращались для реставрации.

В Ватикане велись долгие споры о восстановлении шедевра:

  • утверждения о том, что скульптуру необходимо оставить изуродованной и не вносить изменения;
  • реставрация с некоторыми поддельными частями скульптуры;
  • полная реставрация.

Полная реставрация выполнена блестящими мастерами. Некоторые части мрамора для поврежденных частей брались с задней невидимой части скульптуры.

В 1972 году восстановительные работы завершились. Папа Павел VI помолился перед Пьетой и поблагодарил всех участников реставрации.

Несмотря на высочайшее качество реставрации, каждые изменения в Пьете Микеланджело меняли её первоначальный смысловой облик.

Разрушение Пьеты - фото
Разрушение Пьеты.

Интересные факты

  1. На груди Марии расположена подпись великого скульптора Микеланджело. Пьета – единственная работа, которую Микеланджело подписал. Он часто приходил понаблюдать и насладится своими творениями. В одно из таких посещений скульптор услышал спор двух людей об авторстве скульптуры, один из которых настаивал на версии создания шедевра миланским скульптором Гоббо. Мастер не стал спорить с незнакомцами. И решил оставить авторскую подпись на скульптуре, увековечив подлинность: «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ». Скульптор допустил ошибку в написании имени, но по сегодняшний момент никто не посмел исправить её на великом шедевре. Стоит отметить, что Микеланджело не оставлял подписей на других своих работах.
  2. Скульптура выполнена из одного мраморного блока. Мастер создал невероятную скульптуру, обрабатывая один кусок огромного каррарского мрамора. Сложность в работе состояла в отсутствии возможности на ошибки возделывания.
  3. Идеалы Ренессанса сочетаются с натурализмом. Идеалы классической красоты эпохи Возрождения смешиваются с деталями натуралистического направления.
  4. Скульптура подвергалась критике из-за изображения Девы Марии. Изображение Марии с юным лицом вызвало общественную художественную критику. У автора скульптуры своё виденье на образ Непорочной Марии. Мастер представил её в виде молодой чистой девы.
  5. Мантия Марии скрывает творческие диссонансы скульптуры. Сложность скульптуры состоит в соединении двух фигур, сохраняя пропорции. Размеры тела Марии имеют различия в пропорциональности и больше по размерам, чем параметры тела Иисуса. Мастер создал такую разность с целью свободного расположения Иисуса на руках у Мадонны. Микеланджело справился со сложной задачей – многотонная глыба мрамора с высеченными фигурами сохраняет равновесие на земле.
  6. Пьета Микеланджело выставлена за пуленепробиваемым стеклом. В связи с актом вандализма скульптуру оградили и защитили пуленепробиваемым стеклом.
  7. Пьета побывала на Всемирной выставке в Соединённых штатах. В 1964 году Ватикан предоставил статую для Всемирной выставки в Нью-Йорк. Для обеспечения безопасности скульптуры организаторы установили барьер из семи сплошных листов акрилового стекла, весом около двух тонн. Установление мобильных подиумов позволило свободно перемещаться мимо скульптуры.

(Источник — Derek Brumby).

Где расположена Пьета Микеланджело

  1. Изначально скульптура, согласно договору заказчика, украшала надгробие в старой церкви Санта Петронилла.
  2. В ходе строительных работ архитектором Браманте, Пьета Микеладнджело занимала место в часовне Санта Мария делла Феббре до 1517 года.
  3. Позже перенесена в Сикстинский хор базилики Святого Петра.
  4. После завершения работ скульптура обрела постоянное расположение. Пьета Микеланджело располагается в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.

Рассмотреть скульптуру возможно только с переднего ракурса, на некотором удалении.

Как посмотреть

Вход в Собор Святого Петра в Ватикане свободный.

Собор открыт для посещения ежедневно с 7:00 до 18:30.

Полезная информация

Ежедневно Собор Святого Петра посещают большое количество туристов. Для того, чтобы более подробно ознакомиться с шедевром, возможно прийти пораньше к открытию Собора, либо посетить авторскую экскурсию.

Цена билета:

  • восхождение к церкви по 551 ступени – 6 евро (в туристической группе);
  • восхождение по 320 ступеней и на лифте – 8 евро (в туристической группе);
  • детям до 12 лет прохождение – бесплатно;
  • индивидуальный билет – 13 евро.

Как добраться до собора

Добраться до центральной достопримечательности Ватикана можно несколькими способами:

  1. На метро. Нужная станция – Ottaviano по красной ветке. Выйдя из метро, повернёте налево и пройдёте по улице via Ottaviano около 10-15 минут. Эта улица упирается в собор Святого Петра.
  2. Пешим маршрутом. Дорога от фонтана ди Треви или от площади Испании займёт всего около получаса времени. Маршрут наполнится знаменитыми достопримечательностями, которые приятно удивят.

Адрес: Piazza San Pietro.

Копии невероятной скульптуры создаются во всем мире, но ни одна из них не передаст все чувства и эмоции подлинной Пьеты Микеланджело в Ватикане.

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».

Микеланджело Буонарроти

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here