Капитолийские музеи в Риме (Musei Capitolini) – старейший и первый публичный музейный комплекс на площади Капитолия, входит в систему Муниципальных музеев, созданных по проекту Микеладжело Буонарроти.
Музеи Капитолия хранят уникальные коллекции скульптур, художественных полотен и других артефактов из истории Рима и Италии, которые притягивают туристов со всего мира своей таинственной атмосферой.
Что посмотреть в музее, история, главные экспонаты, рекомендации по посещению и как купить билет – вся полезная информация в статье.
Коротко о посещении Капитолийских музеев Адрес: Piazza del Campidoglio, 1 Rom. Метро: станция Колизей (линия В), километр пешком. Стоимость билетов:
Совет 1. Чтобы избежать проблем с очередями и иностранным языком, заказывайте билеты заранее онлайн. Совет 2. С абонентом Roma Super Pass у вас будет все необходимое для поездки по городу за одну покупку. Время работы Открыт ежедневно с 09:00 до 17:00. Дополнительная информация:
|
Содержание
Основание и история создания
Впервые идею об открытом доступе музеев высказал папа римский Сикст IV (Кардинал Франческо делла Ровере) в 1471 году, он предложил сделать галереи открытыми не только для аристократов, но и для простых жителей Рима.
Первая выставка разместилась на главном из семи римских холмов – на вершине Капитолийского холма (Monte Capitolin).
На священном религиозном центре стояли:
- Древний Храм Юпитера.
- Республиканский монетный двор.
- Табуларий (архивы государства).
Это интересно! Фрагменты древнейших зданий сохранились до сегодняшнего дня на площади Капитолия, некоторые обломки представлены в Капитолийских музеях.
В число первых экспонатов глава римско-католической церкви Сикст IV передал объекты из своих личных коллекций, которые хранились в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano).
Первые экспонаты коллекции:
- Части статуи Колосса Константина I. В 1471 году на холм перевезли такие части гигантской бронзовой скульптуры императора Константина I Великого, как: голова, шар и рука. Некоторые источники утверждают, что фрагменты принадлежат Колоссу Нерона, который находился у Колизея (I в.н.э.).
- Композиция «Мальчик, вынимающий занозу» (Cosidetto Spinario). Бронзовая скульптура мальчика, который вытаскивает занозу из своей стопы. Композиция относится к периоду эллинов.
- Капитолийская волчица (Lupa Capitalino). Античные бронзовые изваяния с глубоким смыслом и своей историей.
- Статуя Геракла. Первая археологическая находка под руководством понтифика Сикста IV.
- Конная статуя императора Марка Аврелия из династии Антонионов (автор неизвестен). Была восстановлена и перемещена на площадь благодаря папе Сиксту IV в 1473-1474 годах.
Позже в XII веке на холме возвели Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio), еще одно название – Капитолий. Здесь проводились заседания сената города, важнейшего государственного органа.
Папа Сикст IV подарил городу первый античный музей, скульптуры которого размещались под открытым небом, во дворе Палаццо консерваторов и на его фасаде. Любой мог увидеть уникальные скульптуры вживую.
Выставки в таком виде просуществовали несколько десятилетий, а позже были перенесены в залы.
Пополнение коллекции Musei Capitolini
Первые выставочные собрания во Дворце консерваторов быстро пополнялись. Всё, что находилось при раскопках в городе, привозилось сюда, либо в Бельведерский дворец.
А папа Пий V передал музею около 140 древних скульптур «языческих идолов» из Ватикана.
Музей Капитолия открылся «для народа» в 1734 году папой римским Климентом XII (Clemens PP.XII).
Активно начали проводиться раскопки древних памятников, находились ценные артефакты и начинались реставрационные работы. Открывались новые музеи и галереи, которые стали популярным объектом среди иностранных туристов.
Папа Климент XII значительно расширил коллекции Капитолийских музеев, переместив сюда скульптуры и полотна периода Античности, Средневековья и Ренессанса.
Понтифик Бенедикт XIV (Просперо Лоренцо Ламбертини) создал в залах музеев картинную галерею.
Это интересно! Пинакотека Капитолийских музеев в XVIII веке пополнилась новыми полотнами, которые приобретены у семейств Сакетти и Пия ди Савойя.
Коллекция ваз в залах музеев расширилась в 1870 году уникальными композициями из Греции, Италии и Этруссии.
Хранилище музейного комплекса постоянно расширялось новыми находками. Добытые объекты в ходе археологических работ XIX века (после объединения Италии) отправлялись в специальный склад муниципалитета, который известен на сегодняшний день как Антиквариум.
Это интересно! В 1933 году во время расширения старой улицы via Alessandrina проводились демонтажные работы близлежащих домов. При разрушении стен один из работников нашёл удивительный тайник – прямо из кирпичной стены на него посыпались золотые монеты. После расследований выяснился владелец сокровищ: римский антиквар Фраческо Мартинетти (1879-1895).
В 1997 году в залах тепловой электростанции (Centrale Montemartini) открылся филиал Капитолийских музеев, здесь разместили более 400 скульптур и другие древнеримские ценности.
Архитектурный ансамбль
Создание проекта зданий Капитолийских музеев Папа римский Павел III (Papa Paulus III) поручил талантливому Микеланджело Буонарроти.
Строительные работы на Пьяцца дель Кампидольо (Piazza del Campidoglio) продолжались с 1536 года на протяжении 400 лет, периодично приостанавливаясь.
Это интересно! Готовая архитектурная композиции после долгого строительства сохранила весь замысел Микеладжело, и считается точным воплощением проекта.
К площади Капитолия ведет дорога со ступенями – Кордоната.
На вершине площади возвышаются скульптуры мифических братьев-близнецов – смертного Кастора и бессмертного Поллукса (Статуи Диоскуров).
В центре площади установлена внушительная конная статуя императора Марка Аврелия. Это копия оригинала из бронзы, который хранится в зале Дворца консерваторов.
Это интересно! Площадь Капитолия была вымощена специальным камнем ещё в XV веке, а роспись в виде созвездия по эскизу знаменитого автора создали лишь в 1940 году.
Архитектурный ансамбль Капитолийских музеев составили три гармонично расположенных между собой дворца:
- Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio).
- Дворец консерваторов (Palazzo dei Conservatori).
- Новый дворец (Palazzo Nuovo).
Три строения живописно обрамляют трапециевидную площадь и соединены между собой подземной галереей, которая открылась в 1930 году.
Строительство всего комплекса завершилось в 1940 году по приказу Муссолини.
В XX веке музейный комплекс расширился, к нему добавился Дворец Каффарелли-Клементино (Palazzo Caffarelli-Clementino).
Это интересно! Во дворце сенаторов находится мэрия города, поэтому он закрыт для посещений.
Дворцы
Коллекции Капитолийских музеев расположены на сегодняшний день в четырёх зданиях: Палаццо консерваторов, Новом дворце, Дворце Каффарелли-Клементино и Центре Монтемартини.
Дворец консерваторов (Palazzo dei Conservatori)
Здание XV века было перестроено в 1568 году Джакомо делла Порта по проекту Микеладжело.
В этом палаццо проходили заседания судей – консерваторов, откуда и произошло название.
Фасад ренессансного сооружения украшен громадными пилястрами, обрамляющими окна первого этажа. Красивый внутренний двор украшен монументальными скульптурами.
Здесь хранится значительная часть коллекций Капитолийских музеев: древние греческие, римские и египетские артефакты, картины итальянских художников, греческие вазы, мраморные скульптуры.
В Палаццо деи Консерватори хранятся первые экспонаты музеев:
- Капитолийская волчица.
- Статуя императора Константина.
- Конная статуя Марка Аврелия (копия оригинала которая находится на площади).
- Бронзовая скульптура мальчика, вытаскивающего шип из своей ноги.
На втором этаже пинакотеки находится коллекция шедевров Караваджо, Тициана, Рубенса и других.
Новый дворец (Палаццо Нуово)
Здание возводилось по замыслу Микеланджело напротив Дворца консерваторов, как его идентичность.
Строительство началось в 1603 году при папе Клименте VIII. Завершением Палаццо Нуово занялись итальянский архитектор Джироламо Райнальди и его сын Карло лишь в 1654 году.
В симметрично расположенных залах увидите классические произведения искусств:
- Статуя Умирающего галла.
- Венера Капитолийская.
- Скульптурная композиция «Амур и Психея».
- Скульптуры римских императоров и философов.
Дворец Каффарелли-Клементино
Строительство относится к 1538-1680 годам, а само здание расположено со стороны двора Дворца консерваторов.
Дворец принадлежал семейству Каффарелли, а позже с начала XIX века здесь заседало посольство Пруссии.
В 1918 году сооружение перешло в собственность государства, и начались реконструкционные работы.
Вместо верхних этажей сделали просторную террасу (Terrazza Caffarelli), с которой открывается великолепный вид на город.
На первом этаже создана специальная выставочная площадка, где экспонируются 400 объектов искусства.
Центр Монтемартини
В здании старой электростанции Centrale Montemartini на улице Via Ostiense размещена большая часть коллекции Капитолийских музеев.
Музейное пространство представляет необыкновенное сочетание старой техники и мраморных статуй.
Расположение вдали от основной архитектурной композиции музеев делает это здание часто неприметным для посетителей.
Адрес: Via Ostiense, 106.
Экспонаты
Помимо большого количества уникальных экспонатов, в музеях сохранились оригиналы самых первых коллекций, которые представляют особую ценность.
Капитолийская волчица (Lupa Capitalino)
Скульптурная композиция из бронзы изображает волчицу, которая кормит основателей города Рима – двух младенцев Ромула и Рема.
Это уникальная жемчужина в музейных коллекциях Вечного города.
До сих пор учёные спорят о происхождении этой работы. Изначально считалось, что волчица изготовлена этрусками в V веке до н.э., позже было установлено, что скульптуру создали в VIII-X веках.
Шедевр появился на Капитолийском холме в XV веке и, по предположениям, сделан флорентийским мастером Антонио дель Поллайоло.
Бронзовая статуя мальчика, вынимающего занозу (Cosidetto Spinario)
Скульптура сидящего мальчика, который вынимает из ноги шип, появилась в коллекции музея в 1471 году.
Это интересно! По одной из легенд, мальчика послали к римлянам, чтобы предупредить о нападении варваров. Не смотря на боль от занозы в ноге, мальчик поднялся на холм и исполнил свой долг. После этого вытащил занозу и погиб.
Композиция выполнена из бронзы и имеет небольшие размеры. Автор работы неизвестен.
Это одна из первой группы шедевров, которые передал в музей папа Сикст IV.
Это интересно! Копии этой скульптуры находятся у входа во дворец Консерваторов, в Галерее Боргезе, Британском музее, в заповеднике Никитского ботанического сада (Крым), вблизи Галереи Гонзаго в Павловске.
Статуя Геракла
Позолоченная статуя Геракла является первой находкой, найденной в период раскопок на Бычьем форуме под руководством папы Сикста IV.
Геракл по размерам больше, чем обычный человек (его высота достигает 2,41 метра).
Учёные предполагают, что один из первых шедевров коллекции стоял у входа в храм Геркулеса.
Конная статуя Марка Аврелия
Конная статуя Марка Аврелия высотой 4,24 метра выполнена во II веке до н.э..
Это единственный сохранившийся монумент периода античности, посвящённый римскому императору. Изначально памятник был позолочен, но после набегов на Рим варвары сняли всё золото.
До XV века статую принимали за Константина I Великого, что сберегло её от разрушения.
Позже ватиканский философ сравнил черты лица всадника с изображениями на древних монетах и определил, что это Марк Аврелий.
Скульптурная композиция с XII по XVI века размещалась на площади перед Собором Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Позже, по приказу папы Сикста IV, статуя была реставрирована и перенесена во двор Палаццо Консерватори.
В 1538 году композицию перенесли на Капитолийскую площадь по указу Папы Павла III.
Колосс Константина I Великого
Фрагменты гигантской статуи Колосса Константина I Великого находятся во внутреннем дворе Палаццо консерваторов.
Установлено, что мраморная скульптура изображала римского императора, который сидит на троне у входа в храм. Предположительно работа была выполнена в период с 312 по 315 года.
Цельный размер Колосса составлял более 12 метров в высоту. Размеры головы – 2,5 метра.
Памятник был разбит еще во времена античности, а его части были собраны и помещены во дворик Дворца Консерваторов в 1487 году.
Это интересно! В период выставки «Мечта Италии – коллекция маркиза Джанпьетро Кампана» в Лувре с 07.10.2018 по 11.02.2019 гг. была найдена часть древней скульптуры Константина – бронзовый палец длиной 38 сантиметров. Сегодня он хранится в зале Капитолийских музеев.
Умирающий галл
Мраморная копия пергамского оригинала, выполненная по заказу царя Аттала I.
Скульптура лежащего на щите гала напоминает о победе над культами-галатами.
Памятник был найден при реконструкции виллы Людовизи в Риме. В период наполеоновских войн статую вывезли в Лувр.
Позже Байрон увидел монумент в Капитолийском музее и воспел поэму в «Странствиях Чайлд-Гарольда».
Капитолийский Брут
Бронзовая скульптура мужчины была найдена в XVI веке в удивительно неповреждённом виде.
Изображение является точной схожестью с портретом Луция Юния Брута, изображенного на монетах Римской республики.
Элементы одежды на бюсте изготовили под стиль римских императоров во времена Возрождения.
Это интересно! Удивительно, что за многие годы элементы скульптуры не повредились и сохранились в идеальном состоянии.
Амур и психея
Древнеримская копия изображения Амура и Психеи I-II в.н.э..
Найденную в римских виноградниках на Авентинском холме в 1749 году скульптуру передали в Капитолийские музеи по заказу понтифика Бенедикта XIV.
В 1797 году была вывезена в Париж, но после падения Наполеона скульптуру вернули в Рим.
Это интересно! Во Флоренции хранится схожая скульптурная композиция Амура и Психея, которая была найдена раньше капитолийской.
Подземелье
Три здания на Капитолийской площади соединены между собой подземным коридором, проложенным в 1930 году.
Папа Бенедикт IV основал здесь Галерею Лапидария (Galleria Lapidaria), которая открыта к посещению только по предварительному бронированию.
В галерее хранится более 3000 фрагментов каменных плит со старинными надписями, саркофаги и руины древнеримских жилищ.
Вход в подземелье расположен у Римского форума.
Что еще посмотреть в музеях
Помимо известных памятников истории, в музеях представлены такие впечатляющие скульптуры:
- бюст Брута;
- статуя Артемиды;
- скульптура Аполлона, держащего в руках копьё;
- бюст императора Коммода в образе Геркулеса;
- медуза (выполненная Джованни Бернини);
- портрет римлянки;
- говорящая статуя Марфорио и многие другие.
В Пинакотеке экспонируются картины периода от позднего Средневековья до XVIII века известных художников: Рубенса, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Караваджо, Пьетро до Кортона, Гверчино, Корреджо, Гвидо Рени и других.
Время работы
Часы работы Капитолийских музеев:
- ежедневно с 9.30 до 19.30;
- 24 и 31 декабря с 9.30 до 14.00;
- 25 декабря, 1 января и 1 мая – выходные.
Касса закрывается за час до закрытия музеев.
Цена билета
Так как Капитолийские музеи входят в муниципальную систему музеев города, бесплатное посещение здесь недоступно.
Стоимость входного билета:
- взрослый – 15 евро;
- льготный – 13 евро.
Аудиогид и видеогид доступны на итальянском, английском, немецком, французском, испанском и русском языках.
Стоимость аудио и видео-гида:
- взрослый – 6 евро;
- детский – 4 евро.
При желании можете заранее заказать карту Roma Pass, которая даст возможность за 35 евро посетить до двух достопримечательностей Вечного города на выбор и неограниченный проезд на общественном транспорте.
Как купить билет в Капитолийские музеи
Самый простой и лёгкий способ приобрести билеты на посещение в музеи – заказать билеты онлайн на сайте нашего официального партнера. Это займёт пару минут времени и обеспечит гарантию на посещение.
Варианты билетов:
- Капитолийские музеи: самостоятельная экскурсия + видеопрезентация с погружением в атмосферу Римской Империи. Стоимость: от 25 евро. Билет здесь ⇒
- Капитолийский музей: входной билет (временно недоступен).
Где находятся
Здания Капитолийских музеев находятся на площади Кампидольо (Piazza Del Campidoglio), неподалеку от Палаццо Венеция и памятника Витториано.
Адрес трёх основных музеев на площади: Piazza del Campidoglio, 1.
Адрес дополнительного филиала музеев: Via Ostiense, 106.
Контакты:
- официальный сайт: http://www.museicapitolini.org/;
- телефон: +39060608.
Капитолийские музеи в Риме на карте
Как добраться
Дорога к Капитолийским музеям от Колизея и Римского форума пешком займёт около 30 минут по улице Via dei Fori Imperiali.
Доехать можно следующими способами:
- На метро – по линии метро В до станции Colosseo.
- На автобусе — № 30, 85, 170, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
- На трамвае — №8 до остановки Piazza Venezia (площадь Венеция).
- Чтобы увидеть не только Капитолийские музеи, но и другие главные достопримечательности города, рекомендуем воспользоваться туристическим автобусом «Рим-Hop-on Hop-off». С помощью этого способа всего за 27 евро посетите лучшие места Рима в полном комфорте в сопровождении аудиогида, с доступным бесплатным WI-Fi и приложением «Экскурсия по городу». Билет здесь ⇒
Информация для туристов
Что следует знать перед посещением Капитолийских музеев:
- Для комфортного посещения рекомендуем одеть удобную обувь и одежду.
- Чтобы увидеть больше экспонатов из коллекций Капитолийских музеев, не забудьте посетить Центр Монтемартини по адресу Via Ostiense, 106.
- Если планируете посетить Ватикан, Колизей и другие главные достопримечательности города, следует обратить внимание на туристическую карту Rome Sity Pass. В стоимость карты входят билеты без очереди в выбранные достопримечательности, трансфер, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение музеев.
(Источник — Musei in Comune Roma).
Отели рядом
- Гостевой дом «L’lmperiale in Rome» – в 800 метрах от Капитолийских музеев. Из окон открывается прекрасный вид на город. Адрес: Via della Settima Coorte 8, Трастевере.
- Гостевой дом «HS 311» – в 600 метрах от музеев, рядом с метро. Есть бар и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Адрес: Via Cavour 311, Рионе Монти.
- «Hostel Scenario» – четырёхзвёздочный отель в районе Пантеона. Путь до музейного комплекса пешком займёт 13 минут времени. Есть номера с кондиционером и бесплатным Wi-Fi. Адрес: Vicolo Delle Ceste 26, Пантеон.
Капитолийские музеи – настоящая сокровищница ценных артефактов римской истории, а, чтобы насладиться ими не хватит и одного дня.
«При одном виде музея ноги подкашиваются от усталости».
Янина Ипохорская.