Сикстинская капелла – сердце Музеев Ватикана с большой религиозной значимостью, а сикстинский потолок, расписанный Микеланджело более 500 лет назад, является мировым шедевром искусства, который до сих пор вызывает восхищение и восторг у посетителей.
В капелле проходят торжественные собрания кардиналов для избрания нового Папы, католические церемонии и мессы.
Огромное, внешне неприметное здание-крепость хранит в себе завораживающие сокровища изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Стены часовни украшены работами лучших художников Италии: Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
Это необыкновенное место определённо заслуживает внимания и немало времени, чтобы успеть насладиться неимоверной красотой произведений.
История церкви, восхитительный потолок капеллы, описание фресок, интересные факты и тайны, и самое главное – как попасть и увидеть легендарную часовню с росписями, реалистично повествующими сюжеты из Библии – стоит узнать об этом подробнее.
Содержание
История
На месте капеллы стояла домовая церковь «Капелла Маджоре» (итал. «Cappella Maggiore»), что в переводе означает «Главная капелла».
В Средневековый период здесь собирался папский двор, в который входило около двухсот кардиналов, представляющих разные религиозные титулы и аристократические семейства.
Руины стен были снесены, и под руководством Папы Сикста IV в период с 1473 по 1481 года была возведена Сикстинская капелла, названная в честь основателя.
Понтифик укрепил постройку в оборонных целях, опасаясь нападения с двух сторон: флорентийской республики Синьории Медичи и войск Османского султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха).
Архитектура
Проектированием сооружения занялся итальянский архитектор Баччо Понтелли, а самим процессом строительства руководил знаменитый архитектор Джордже де Дольчи.
Архитектура здания имеет крепостной тип, характерный для архитектурных направлений в Риме XV века.
Сооружение было возведено на фундаменте предыдущей постройки – домовой церкви.
Как внешне выглядит капелла?
Прямоугольное кирпичное здание с шестью арочными окнами на каждой стороне стен, покрытых сводчатым потолком.
Церковь имеет 3 этажа:
- первый этаж – основание с толстыми и высокими стенами;
- второй – имеет стрельчатые оконные отверстия;
- третий служил караульным помещением, поэтому здесь располагалось много бойниц, служивших для огнестрельной обороны.
Вход в храм один – через Апостольский дворец. Других дверных проемов в здании нет, на верхнем ярусе расположены лишь анфилады арочных окон высотой в шесть футов.
Снаружи часовня имеет неприметный вид, но, войдя в неё, глаза разбегаются от потрясающей красоты росписей.
Фортификационное сооружение с массивными высокими стенами имеет следующие параметры:
- высота — 20,7 метров;
- ширина – 13,4 метра;
- длина – 40,9 метров.
Тротуар у часовни устелен мозаичными узорами, имеющими геометрическую форму.
Внутренний интерьер
Внутри капеллы – прямоугольный просторный зал с высокими стенами, покрытые дуговидным сводчатым потолком.
По всему периметру часовни стоят массивные скамьи из камня.
Невероятная роспись потолка и стен принадлежит лучшим мастерам эпохи Возрождения.
Изначально часовня была разделена на две равные части: для духовенства и для верующих. Позже для пресвитериев («места для избранных») была отведена большая часть зала.
(Источник — Журнал о Риме).
Оформление и внутреннее убранство церкви делится на 3 яруса.
Первый ярус
Первый уровень украшают имитации роскошных серебряных и позолоченных элементов драпировки.
Что расположено на первом уровне?
- Мраморный пол с мозаичными узорами.
- Трон Папы Римского и места для кардиналов.
- Алтарь – напротив роскошного входного портала.
- Кафедра проповедника.
- Боковая ложа с балюстрадой из мрамора, в которой размещается хор.
- Брюссельские гобелены по рисункам Рафаэля Санти.
- Ряд канделябров.
Второй ярус
На втором уровне выделяется 16 фресок: шесть по продольной стене с юга; шесть по северной продольной стороне и по две на поперечных стенах.
Фрески второго уровня:
- Настенные росписи умбрийских и флорентийских художников.
- Алтарная фреска.
Третий ярус
Верхний уровень представляет собой:
- Анфиладу арочных окон.
- Анфиладу арок с люнетами.
- Анфиладу ниш с арочными портретами понтификов (от первого Папы Римского до последующих).
Фрески
Фрески боковых стен были написаны с 1481 по 1483 года.
Кто расписывал фрески в капелле?
На северной стороне располагается шесть фресок, описывающих события из жизни Иисуса Христа:
- Крещение Христа (Перуджино).
- Искушение Христа и очищение прокаженного (Сандро Боттичелли, настоящее имя – Сандро Филипели).
- Призвание первых апостолов ( Доменико Гирландайо).
- Нагорная проповедь (Козимо Росселли).
- Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино).
- Тайная вечеря (Росселли).
Композиция завершалась фреской Гирландайо «Воскресение». Но после обрушения балки (архитрава) в 1522 году фреска была уничтожена.
На южной стороне шесть фресок, изображающих сцены из жизни Моисея:
- Путешествие Моисея в Египет (Перуджино).
- Призвание и испытания Моисея (Боттичелли).
- Переход через Красное море (Росселли).
- Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли).
- Наказание восставших (Боттичелли).
- Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров).
Цикл завершался картиной Синьорелли «Спора над телом Моисея» над выходом. Однако в 1522 году из-за обрушения произведение было разрушено.
Над настенными работами между арочными окнами расположены небольшие изображения первых римских пап (Боттичелли). С каждой стороны по 12 изображений.
Для больших церемониальных случаев нижние части боковых стен были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий и Деяния Апостолов. Картины были созданы Рафаэлем в 1515–1919 годах в Брюсселе.
Самые важные художественные произведения в капелле – фрески Микеланджело на потолке и на западной стене за алтарем.
Потолок Сикстинской капеллы
Фрески на потолке (плафоне), известные под названием «Сикстинский потолок», были заказаны папой Юлием II в 1508 году и написаны Микеланджело в 1508–1512 годах.
Первоначально потолок церкви был выкрашен в небесно-голубой цвет и покрыт золотыми звёздами. Над небесным изображением трудился живописец Пьерматтео д’Амелиа.
Юлий II хотел оставить свой значимый след в истории и нанял Микеланджело для росписи потолка часовни, чтобы создать настоящий шедевр. Это должно было быть что-то прекрасное, что заставило бы говорить об этом весь мир.
До этого времени Микеланджело получил известность благодаря своим скульптурным произведениям: Пьета и Давид.
Интересный факт! Именно Браманте посоветовал папе поручить грандиозный проект Микеланджело, которого подстрекали в своих кругах. По словам итальянского живописца Вазари – Рафаэль и Браманте надеялись на позорный крах молодого мастера, так как он не занимался живописью. Сам понтифик верил в талантливого Микеланджело и его способность вдохнуть жизнь в мрачный потолок церкви.
Изначально понтифик предложил покрасить синий потолок в геометрический орнамент с изображениями двенадцати апостолов.
Вместо этого Микеланджело предложил отразить на своде сцены из Ветхого Завета.
Сложности, с которыми столкнулся скульптор:
- Папа Юлий II поручил Браманте построить леса для работы. Но крепление в потолке оставляло отверстия. В итоге леса Микеланджело сделал самостоятельно, всю роспись на потолке мастер также не рискнул доверить другим помощникам. Все фрески он выполнил сам без предварительных эскизов. Созданная молодым мастером конструкция до сих пор используется при реставрации свода.
- Буонарроти проводил много времени над фресками и даже запирался в капелле, посвящая полностью своё время для создания шедевра. Он подолгу рисовал, запрокинув голову, в различных позах, что позже сказалось на здоровье: глаза покрывались белой пеленой, появились проблемы с ушами и спиной.
- Из-за большой температуры в помещении Микеланджело приходилось работать очень быстро, так как штукатурка моментально высыхала.
- Еще одна проблема, с которой столкнулся художник – покрытие росписи плесенью.
Это произошло из-за неправильного раствора. Буонарроти сбил всю штукатурку и принялся продолжать работу заново, используя более устойчивый раствор. - У мастера было лишь пару помощников, которые выполняли грязную работу.
- Папа Юлий II поторапливал молодого творца, из-за чего часто возникали конфликты.
В 1510 году даже возник вопрос о прекращении финансирования проекта из-за отсутствия денег в казне. Понтифик постоянно спорил с Буонарротти, их отношения в истории называют «истинно итальянскими».
В течение четырёх лет масштабная работа была завершена (в 1512 году). Потолок был открыт публике в канун Дня всех Святых.
Фрески потолка
Роспись свода делится на три пояса:
- Нижний пояс посвящён земному человеку и потомкам Иисуса (портреты понтификов и треугольники над окнами).
- В среднем поясе размещены изображения пророков и сивилл (прорицательниц).
- Центр потолка (плафон) – главная часть фресок, состоящая из 9 библейских сцен.
Эпизоды разделяют на три основные группы:
- Создание Небес и Земли. Фрески: «Отделение света от тьмы»; «Создание солнца и планет»; «Отделение суши от вод».
- Адам и Ева. Фрески: «Сотворение Адама» (« La creazione di Adamo»); «Сотворение Евы» («La creazione di vigilia»); «Грехопадение и Изгнание из Рая».
- История Ноя. Фрески: «Жертвоприношение Ноя»; «Всемирный Потоп»; «Опьянение Ноя».
По углам капеллы изображены сцены спасения израильского народа из истории Ветхого Завета:
- «Давид и Голиаф»;
- «Медный змей»;
- «Юдифь и Олоферн»;
- «Казнь Амана».
Все фигуры в произведении Микеланджело выполнял, выделяя каждый элемент мускул и тела. Как скульптор, он видел всю красоту человеческого тела и передавал её в росписи.
Фреска «Страшный суд»
Спустя 25 лет 60-летний Микеланджело вновь вернулся в капеллу для создания еще одного бесценного произведения – масштабной настенной фрески «Страшный суд», отражающей все грехи и пороки земного человека.
Шедевр был написан по заказу папы Павла III в период с 1534 по 1541 год.
Работа занимает всю западную стену за алтарём. Тема росписи: второе пришествие Иисуса Христа, апокалипсис.
Так же как и в работе со сводом, Микеланджело выполнял роспись сам, несмотря на свой пожилой возраст.
Интересный факт! Понтифик предлагал художнику выполнить роспись в технике масляной краски («чистой фрески») для облегчения трудов. Микеланджело ответил: «Писать маслом – это занятие для женщин и богатых лентяев».
Перед окончанием работ Микеланджело падает с лесов, однако через месяц процесс росписи стремительно доводится до конца.
Торжественное открытие фрески состоялось в 1521 году в канун Дня Всех Святых, как и 29 лет назад был открыт потолок.
Произведение условно делят на три части:
- Верхняя с изображениями ангелов с атрибутами Страстей Христа.
- Центральная с образами Девы Марии и Иисуса Христа между блаженными.
- Нижняя – конец света; игры на трубах Апокалипсиса, воскресенье мёртвых, восхождение небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Более 400 образов в центре со Спасителем передают поразительные эмоции и чувства.
Картина вызывает как восхищение, так и критику среди людей.
Папа Павел III, увидев результат трудов Микеланджело, упал на колени и стал одержимо молиться.
Ересь на мастера
Согласно легендам обнажённые фигуры фрески Микеланджело «Страшный суд» возмутили кардинала Джан Пьетро Карафой и церемониймейстера Бьяджо да Чезене, из-за чего мастера обвинили в ереси.
Буонаротти спокойно отнёсся к возникшим преградам в процессе работы. На сводах капеллы мастер изобразил Чезене в образе царя Миноса, обвитого змеями и кусавшего его за гениталии в Аду.
Церемониймейстер был в гневе и не раз просил Папу о Павла III приказать уничтожить эту роспись, на что получал ответ: «Ад не подлежит юрисдикции понтифика».
Эта история получила забавное название «Кампания Фигового листка».
Гобелены Рафаэля
В 1514 году Папа Лев X поручил Рафаэлю Санти создать 10 картонов для гобеленов по религиозной теме «Деяния апостолов».
Знаменитый итальянский художник работал над произведениями 2 года.
Сами гобелены ткались в Брюсселе в лучшей мастерской города.
Прекрасные тканные композиции были открыты к показу в 1519 году.
Позже шпалеры были переданы в Ватиканские музеи, сами эскизы – в лондонский музей Альберта и Виктории.
В капелле сохранилось лишь 7 картонов, среди которых выделяется – «Чудесный улов».
Реставрация
Реставрация фресок капеллы – крупнейшие реставрационные работы XX века.
Последняя реставрация церкви длилась с 1980 по 1994 год, целых 14 лет. В результате фрески приобрели более чёткие оттенки, а трещины и повреждения были устранены.
До основной реставрации были предыдущие работы по укреплению плафона:
- заделывание селитрой в 1547 году;
- протирание льняными тряпками и расчищение хлебом в 1625 году;
- использование клеевого лака в 1710-1713 года;
- лабораторная реставрация Ватиканским музеем 1935-1938 годов.
Труба печи
В часовне расположена чугунная печь с трубой, выходящей высоко вверх. Именно отсюда выходит значимый дым, который ждут все верующие.
В период избрания Коллегией кардиналов нового Папы проходит голосование, бюллетени после которого сжигают в печи. Белый дым оповещает об избрании Папы. Этот процесс сопровождает звон колоколов.
После назначения понтифика проводят в «Зал слез» — с левой стороны от алтаря капеллы.
Зал приобрёл своё название в честь Пап Римских, которые переполненные чувствами плакали.
В 2005 году была установлена вытяжка у знаменитой печи.
Если кардиналы не набирают достаточного количества голосов для завершения избрания, то в бюллетени добавляют сырую солому для сжигания. В этом случае из трубы над капеллой образуется клуб чёрного дыма. Это наглядно оповещает весь народ о том, что нового Папу не избрали.
Папский хор
Под сводным расписанным потолком звучат прекрасные произведения мужского хора (Capella Papale), в котором присутствуют голоса и молодых юношей.
При создании произведений работали знаменитые римские композиторы.
Самая известная композиция – «Мизерере» Грегорио Аллегри.
Интересные факты и тайны
- Сикстинская капелла изначально строилась с целью обороны папского государства в случае нападения врагов. Этому свидетельствует неприступный крепостной вид сооружения и установленные на третьем этаже бойницы.
- Согласно описанию в Ветхом Завете, архитектурное сооружение капеллы сравнимо с разрушенным Иерусалимским Храмом Соломона, их параметры в точности совпадают.
- Помимо работ знаменитых мастеров Микеланджело и Рафаэля, в капелле хранятся шедевры лучших художников Италии: Сандро Боттичелли (Алессаандро ди Мариаано ди Ваанни Филипепи). Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмасо Бигорди), Козимо Роселли, Пьетро Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи).
- Потолок Сикстинской капеллы изначально был небесно-голубого цвета, осыпанный золотыми звёздами. Над небесным изображением трудился живописец Пьерматтео д’Амелиа. Однако по приказу папы Юлия II потолок был расписан невероятными рисунками Микеланджело. Что очень примечательно: Микеланджело выполнял чистовую работу, без набросков и эскизов.
- Спустя 25 лет Микеланджело создал в капелле новую фреску. Она украсила алтарную стену. Сцена страшного суда из библии заняла стену, площадь которой составляет 200 квадратных метров.
- Микеланджело скрыл в своих работах тайный смысл, оставив необычные знаки на фигурах. В конце XVI века папа Пий IV нанял итальянского художника Даниеле да Вольтерра, чтобы изменить обнажённые образы, прикрыв их непристойный вид. После чего мастеру дали насмешливое прозвание «штанописец». В результате реставрационных работ на некоторых изображениях вновь «обнажились» изначальные элементы. Это позволило увидеть первозданный замысел Микеланджело.
- Центральная фреска на потолке капеллы «Сотворение Адама» изображает Всевышнего на темно-алом полотне. В очертаниях виднеется анатомическое строение человеческого мозга. Микеланджело увлекался анатомией, в его работах часто обнаруживаются элементы органов. Изображённый серобородый старец с прекрасными очертаниями тела стал примером для подражания многих мастеров.
- После многочасовых кропотливых работ над сводом часовни Буонаротти потерял зрение. От росписи в позе с запрокинувшей головой вверх его глаза покрывались белой пеленой. Мастер потратил много сил и здоровья на создание шедевра.
- Папа Юлий II поручил великому архитектору Донато Браманте построить леса для нового творения Микеланджело. Увидев созданное приспособление, прикреплённое к потолку Буонаротти ответил: «Я не обладаю крыльями, чтобы заделать дыры в потолке», что привело Браманте в гнев. Молодой мастер и его помощники сами создали удобные строительные леса, которые позволяли художнику совершать роспись на своде часовни даже стоя.
- Работа над росписью свода капеллы и стен заняла 5 лет. Работу Микеланджело папа Юлий II постоянно поторапливал, из-за чего возникали конфликты. После кропотливых ежедневных работ было создано настоящее произведение искусства площадью 1100 квадратных метров.
- В 2006 году вышла книга Константина Ефетова «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», а в 2009 году – книга «Загадка Микеланджело. Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле?» Бенджамина Блеха и Роя Долинера.
Адрес капеллы
Адрес Сикстинской капеллы: Viale Vaticano, 00165, Roma.
Контактный телефон для связи: + (39) 055 713655.
Сикстинская капелла на карте
Виртуальный тур по Сикстинской капелле
Как добраться
Сикстинская капелла расположена в комплексе Апостольского дворца (Ватиканского дворца).
Способы, как добраться до Сикстинской капеллы:
- Автобусом:
- №49 – маршрут идёт до музея;
- №32, 81, 982 – до конечной остановки «Пьяцца дель Рисоржименто» («Piazza Del Risorgimento»);
- №492, 990 – до остановок Виа Леоне IV («Via Leone IV», Виа дели Скипиони («Via degli Scipioni»).
- Трамваем №19 до остановки Пьяцца дель Рисоржименто («Piazza Del Risorgimento»).
- Метро – до станций Оттавиано (Ottaviano) или Чипро («Cipro») по линии А.
- Автомобилем – доезжая до платной парковки, которая находится на Виале Ватикано («Viale Vatikano»).
Режим работы
Время посещения капеллы:
- с понедельника по субботу с 9.00 по 18.00 (покупка билетов совершается до 16.00);
- воскресенье – выходной;
- последнее воскресенье месяца – бесплатный вход ( с 9.00 до 14.00, последний вход до 12.30).
Режим посещения может меняться в зависимости от проведений религиозных церемоний и мероприятий. Перед поездкой стоит уточнить время работы.
Стоимость билетов
Сикстинская капелла включена в программу посещения Ватиканских Музеев.
Цена билетов при самостоятельном посещении:
- взрослый — 22,9 евро;
- детский (от 6 до 18 лет) — 11 евро;
- аудиогид с описанием на русском языке — 7 евро.
Как купить билет онлайн
Для экономии своего времени, рекомендуем заказать билеты онлайн. Без лишних усилий вы сможете выбрать удобное для вас время посещения и будете уверенными в наличии билетов.
Что выбрать:
Стоимость билета:
- взрослый — 22,9 евро;
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет и студентам до 25 лет – 14 евро;
- детский билет (0-6 лет) – бесплатно.
Стоимость:
- тур для посетителей в возрасте от 19 лет — 36 евро;
- тур для посетителей в возрасте от 6 до 18 лет и студентам до 25 лет – 25 евро.
Цена билета:
- билет (возраст от 18 лет) – 42 евро;
- льготный билет (возраст от 6 до 18 лет и студенты до 25 лет) – 32 евро.
Стоимость экскурсии:
- посетителям от 19 лет – 58,50 евро;
- посетителям от 6 до 18 лет и студентам до 25 лет – 53,50 евро.
Цена: 59 евро.
Цена билета:
- посетителям в возрасте от 15 лет — 99 евро;
- посетителям от 4 до 14 лет – 94 евро.
При входе принимаются электронные версии билетов.
Покупка билета онлайн не только сэкономит ваше время, но и предоставит возможность выбрать наиболее удобный период посещения.
Количество времени пребывания в музеях – не ограничено.
Полезная информация
Что нужно знать перед посещением:
- Все посетители в обязательном режиме проходят контроль безопасности.
- Необходимо соблюдать соответствующий внешний вид: закрытые плечи и колени, женщинам – платок на голове.
- Для посетителей с ограниченными возможностями возможен бесплатный вход при обязательном предъявлении справки об инвалидности.
- Посетить достопримечательность можно в совместной экскурсии по музеем Ватикана.
Сикстинская капелла – поистине уникальное место, наполненное чарующим шармом и атмосферой.
Жемчужина Ватиканских музеев хранит произведения, смотреть на которые можно долгими часами, рассматривая каждую деталь. Библейские сюжеты словно оживают перед посетителями и рассказывают свою историю создания.
Посетить Сикстинскую капеллу стоит хоть раз, чтобы увидеть красоту и труд нечеловеческих сил! Но, побывав здесь, вам захочется вернуться сюда вновь.
«Шедевр потому и считается шедевром, что мы инстинктивно, подсознательно чувствуем, что в работе есть нечто гораздо большее, чем доступно глазу».
Бенджамин Блех, Рой Долинер, из кн. «Загадка Микеланджело. Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле?».