Пинакотека Ватикана

Пинакотека в Ватикане - фото
Пинакотека в Ватикане.

Пинакотека Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – жемчужина живописи в Риме, которая входит во всемирно известный комплекс Ватиканских музеев.

В прекрасном архитектурном сооружении выставлены собрания известных художников Италии XII-XIX веков.

Для посещения захватывающего места рекомендуем запастись не одним днём. Картинный музей – отдельная жизнь, повествующая свою историю.

Что представлено в галерее искусства, главные полотна залов, шедевры знаменитых художников, которые стоит посмотреть в первую очередь – в статье собрана вся полезная информация.

[accordions id=’4117′]

История создания

Название пинакотеки происходит от греческого слова «pinakes» — деревянные либо обожжённые глиной таблички с разрисованными иллюстрациями.

Основание коллекций относится ко второй половине XVII века, во времена правления папы Пия VI.

В конце XVIII века часть картин были отправлены по распоряжению Наполеона Бонапарта в Париж, позже в 1815 году в результате представители Венского конгресса решили вернуть экземпляры на родину.

Где изначально размещались художественные собрания?

  1. Картинные коллекции бережно хранились в папские покоях, перемещаясь в разные комнаты.
  2. Праздничное открытие галереи состоялось 19 марта 1908 года в одном из коридоров Бельведерского дворца.
  3. В 1932 году Пий XI поручил строительство нового хранилища пинакотеки, которая сегодня и служит главным музеем картин.

Под руководством архитектора Лука Бельтрами 27 октября 1932 года легендарное сооружение стало открыто для публики.

Какие работы представлены в галерее?

Ватиканскую пинакотеку наполняют шедевры мировых мастеров, но в большей степени здесь можно увидеть потрясающие работы итальянских художников.

Всего в коллекциях насчитывается около 460 произведений живописи, посвящённые религиозной тематике.

Создание работ относятся к периоду XII-XIX веков, от примитивных стилей периода Средневековья до оригинальных направлений живописи Нового времени.

Роскошные залы Пинакотеки пополнила приобретенная папой Пием X коллекция картин византийского искусства.

У входа в музей расположена точная копия знаменитой Пьеты Микеланджело Буонаротти. Оригинал скульптурной композиции находится в Соборе Святого Петра.

В художественной галерее хранятся творения таких легендарных художников, как: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Караваджо, Пьетро да Кортона и многие другие.

(Источник — Musei Vaticani).

Залы пинакотеки

В галерее 18 залов, расположенных в хронологическом порядке.

Подробнее о каждом зале и описание картин…

Краткая характеристика залов

Зал I

В помещении выставлены работы XII-XV веков, принадлежащие Средневековым сиенской, умбрийской и тосканской школам.

Представленные картины периода Средневековья характеризуются примитивными композициями, выполненными в основном под заказ для религиозных институтов на священную тематику.

Большинство рисунков выполнялись на деревянных досках с золотым фоном и имели очерченные контуры.

Художники изображали образы в двухмерном пространстве, а контуры выражений лица на полотнах не имели эмоционального окраса, что объясняется их вероучительным предназначением.

Что посмотреть в I зале:

  1. Серия средневековых деревянных панно «Примитивы» (расположены в первых двух залах Пинакотеки).
  2. Картина «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII века) – самая старинная работа коллекции. Композиция округлой формы с четырёхугольным основанием отражает вселенскую причастность к изображённому событию.
  3. Школа Джунта Пизано – «Святой Франциск и сцены из его жизни» (1260-1270).
  4. Умбрийская школа – «Расписной крест» (1260-1270).
  5. Антонио Венециано – «Святая Мария Магдалина» (XIV в.).
  6. Антонио Венециано – «Святой Иаков Зеведеев» (XIV в.).
Зал номер 1 - фото
Зал номер 1.

Зал II

В зале экспонируются картины периода XIII-XV веков сиенских художников треченто (периода Проторенессанса).

Самые известные экспонаты:

  1. Композиция из трёх картин «Триптих Стефанески» («Алтарь Стефанески») автора Джотто ди Бондоне была выполнена по поручению кардинала Джакомо Наэтани Стефанески для главного алтаря Собора Святого Петра. Алтарный шедевр выполнен с двух сторон холста, чтобы образ видели как верующие, так и Папа, восседающий в апсиде.
  2. Картины Симоне Мартини.
  3. «Мадонна» итальянского художника Бернардо Дадди.
  4. Шедевры Пьетро Лоренцетти.
Зал номер 2 - фото
Зал номер 2.

Зал III

В зале представлены объекты Флорентийской живописи раннего Ренессансного периода (XV век).

Главные работы:

  1. «Венчание Богоматери» монаха Филиппо Липпи. Триптих отражает обряд Коронования Богородицы. Выполнен по заказу для монастыря.
  2. Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником, Сцены из жизни св. Николая, Святой Франциск Ассизский получает стигматы – Фра Беато Анжелико.
  3. «Мадонна» (1450) автора Беноццо Гоццоли.
Зал номер 3 - фото
Зал номер 3.

Зал IV

В четвёртом зале хранятся работы XV-XVI веков.

В этом помещении стоит увидеть фреску Мелоццо да Форли — «Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку».

Рядом расположены фрагменты и элементы мозаики апсиды из римской церкви Санти-Апостоли (Церковь Двенадцати Святых Апостолов Христа).

Зал номер 4 - фото
Зал номер 4.

Зал V

Среди композиций XV века выделяются экспозиции:

  1. Пределла «Чудеса св. Винченцо Феррера» (1473 год) Эрколе де Роберти.
    Картина иллюстрирует жизнь монаха-миссионера Винсента Феррера.

    Пределла – это невысокая продолговатая надставка над престолом в католических средневековых церквях.
  2. «Пьета» немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.
    Автор живописных и портретов с элементами графики, библейских и сюжетных картин использовал в своих работах сочетание готического стиля и художественных деталей Ренессанса. Картина «Пьета» изображает оплакивание Христа Девой Марией.
Зал номер 5 - фото
Зал номер 5.

Зал VI

В шестом зале расположены картины, состоящие из нескольких частей – «Полиптихи» (XV века). Работы объединены общим замыслом с церковным сюжетом.

Экспозиция верхней секции полиптиха – «Пьета» автора Карло Кривелли была приобретена в картинную коллекцию в 1831 году папой Пием VII в Марше.

Помещение украшает произведение «Святой Антоний Аббат, оплакиваемый Христос и святые» одного из мастеров венецианской школы живописи Антонио Виварини.

Не оставит равнодушным картина «Богоматерь на престоле со св. Павлом, Августином, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом» (1481 год) художника Витторио Кривелли.

Кривелли использовал в своём творчестве позднеготический стиль, в некоторых работах прослеживаются детали феодально-рыцарской культуры.

Картины оставлены с подписью: «Витторио Кривелли, Венецианец».

Полиптих «Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых» (1466 год) выполнен художником Никколо Алунно.

Работа была выполнена на заказ для церкви святого Августина в Монтельпаро (Асколи-Пичено).

В коллекцию Ватиканской Пинакотеки картину выкупил папа Григорий XVI в 1844 году.

В зале стоит обратить внимание на творчество мастеров: Марко Палмеззано, Бартоломео Томмасо, Марко Палмеззано, Кола дель Аматриче.

Зал номер 6 - фото
Зал номер 6.

Зал VII

Зал украшен шедеврами XV-XVI веков.

Главные композиции:

  1. «Мадонна с младенцем и святыми» («Мадонна Децемвиров») (1495—1496 гг.), «Святые Бенедикт, Флавиа и Пласидо», «Воскресение» (1499-1500) итальянского живописца Пьетро Перуджино.
  2. «Коронование Марии» Пинтуриккьо.
  3. «Мадонна со св. Иоанном Крестителем, Джеромом, Лаврентием и Домиником» (1493) художника Мариано д’Аустерио да Перуджо.
  4. «Поклонение волхвов» — выполнено учеником Перуджино – Пьетро ди Джованни.
Зал номер 7 - фото
Зал номер 7.

Зал VIII

Зал знаменит картинами Рафаэля Санти (XVI век).

По заказу папы Римского Лева X Сикстинская Капелла украсилась прекрасными работами Рафаэля Санти. Вклад художника в мир искусства бесценен и велик. Его картины разбрелись по всему свету. Картины и гобелены по рисункам позже были представлены в пинакотеке.

В центре восьмого зала расположены три алтарные картины, а по периметру – гобелены по эскизам Рафаэля и его учеников.

Одни из композиций итальянского живописца:

  1. «Алтарь Одди» («Коронование Девы Марии») иллюстрирует в верхней части Иисуса Христа и Богородицу в окружении ангелов, в нижней части – апостолов у цветущей гробницы.
    Пределла состоит из трёх частей: «Благовещение», «Введение во храм» и «Поклонение волхвов».
    Работа создана в 1502-1503 годах по заказу Маглалены Одди для церкви Святого Франциска в Перуджино.
    В XVIII веке произведение вывезли в Париж.
    По поручению Папы Пия VII шедевр пополнил коллекцию Ватиканской Пинакотеки.
  2. «Мадонна ди Фолиньо» — украшала главный алтарь церкви Санта — Мария — ин — Арачели с 1511 года. Позже была перевезена в картинную галерею.
  3. «Преображение» — самая драгоценная работа Рафаэля, ставшая последней работой творца (1520 год).
    Картина выполнена по заказу кардинала Джулио Медичи (ставшего Папой Римским Климентом VII).
    Сюжет: Преображение Иисуса и изгнание апостолами нечисти из юноши.
  4. «Вера, Милосердие и Надежда» (1507 год) — три отдельные картины, являющиеся пределлой алтарного образа.
    Композиция была создана для фамильной капеллы знатного рода Бальони.
  5. Произведения «Святой Петр» и «Святой Павел», выполненные в период 1513-1514 годов.
Зал номер 8 - фото
Зал номер 8.

Зал IX

Девятый зал украшают экспозиции художников XV-XVI веков.

Здесь расположено старинное произведение Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (1482 г.) – незаконченный набросок святого Иеронима в пустыне с верным зверем, среди скалистого пейзажа. Картина оказалась незавершенной из-за отбытия художника в Милан в 1482 году.

Интересный факт! Работа Леонардо да Винчи имеет свою загадочную историю. Первое её упоминание – в последнем письме художницы из Швейцарии Ангелики Кауффманн, после смерти которой картина была утеряна.
Шедевр был найден случайно, в виде разделённого на две части антиквариата (крышка ящика и верх табурета).
Французский кардинал Феш собрал картину из частей и продал за немалую цену Папе Пию IX.

Полюбоваться в помещении можно и на картины других художников XV—XVI веков, таких как Венецианский живописец Джованни Беллини, произведение – «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471 год).

Экспозиция украшала ранее часть алтаря в церкви Сан Франческо в Пезаро.

Отличительная черта творчества Беллини – передача настроя изображенных героев.

Зал номер 9 - фото
Зал номер 9.

Зал X

В зале представлены объекты художественного искусства XVI века – школа Рафаэля и венецианская живопись.

Здесь также представлены композиции:

  1. «Портрет дожа Никколо Марчелло», «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари) итальянского живописца Тициана Вечеллио.
    Алтарная композиция «Мадонна с младенцем и святые» была создана для церкви Сан Николо дей Фрари, расположенной у Венецианского залива. Мадонна держит на коленях младенца, спускаясь к святым.
    В картине переданы трепетные переживания явления Девы Марии с Иисусом Христом.
    Художник сумел передать на холсте всю реалию радостного и чистого события.
  2. «Коронация Девы Марии»(1505 год) Джулио Романо.
  3. «Св. Георгий убивает дракона» (1525 год) Париса Бордоне. Мастер венецианской школы и маньерист, ученик Тициана, использует в своих работах более тёплые тона, закрученные драпировки и необыкновенные фигуры людей.
  4. «Поклонение волхвов» Рафаэлинно дель Колле.
    Итальянский художник являлся учеником Рафаэля Санти и Джулио Романо.
  5. «Видение святой Елены» (1525) Паоло Веронезе.
    Веронезе передавал в своих работах настоящий праздник в красочных и ярких тонах. Люди изображались в богатом одеянии в роскошных интерьерах.
    В произведении «Видение святой Елены» он изобразил Елену прекрасной молодой девушкой, не смотря на её преклонный возраст, якобы акцентируя на вечность бытия.
Зал номер 10 - фото
Зал номер 10.

Зал XI

В комнате расположены картины конца XVI века.

Главные экспозиции:

  1. «Отдых на пути в Египет» (1573 год), «Благовещение» (1582-1584 года) Федерико Бароччи.
    В своей картине «Отдых на пути в Египет» Бароччи отразил всю простоту Святого Семейства. По сюжету Джузеппе и Мария бегут из Израиля, чтобы спасти маленького Христа от убиения младенцев.
  2. «Восхождение Лазаря» (1555 год) Джироламо Муциано.
    Работа была выполнена в Сабиако для римского дворца Сан-Марко, позже перенесена в Санта-Марию-Маджоре.
  3. Произведения Джорджо Вазари.
Зал номер 11 - фото
Зал номер 11.

Зал XII

В помещении открывается новый стиль периода XVII века – барокко.

Что можно увидеть в двенадцатом зале:

  1. Картины болонского живописца Гвидо Рени: «Распятие святого Петра»(1604-1605 года) и «Святой Матфей и ангел».
  2. Экспозиция «Положение во гроб» (1603 год) итальянского творца Караваджо.
    Шедевр был создан по заказу церкви Кьеза Нуово.
    В лице фарисея Никодима, по мнению многих мастеров, изображен Микеланджело.
    Картина считается одной из главных работ творца.
    В 1797 году она была увезена по приказу Наполеона в Париж. С 1820 года полотно возвращено и отправлено в Пинакотеку.
    На картине иллюстрирован мёртвый Иисус Христос на руках у святых Иоана и Никодима.
  3. «Последнее причастие святого Иеронима» итальянского художника Доменикино.
    Работа является настоящей редкостью в иконографии. Сюжет создан на основе работы Агостино Караччи.
    Всё до мельчайших деталей продумано и передано автором, поражает совершенство и уникальность техники.
  4. Французского художника Никола Пуссена – «Мученичество святого Эразма».
  5. Валантен де Булонь – «Мученичество святых Прокесса и Мартиниана» (1629 год).
  6. Гуерчино – «Святая Мария Магдалена».
Зал номер 12 - фото
Зал номер 12.

Зал XIII

В зале можно познакомится с творчеством таких великих художников, как:

  • Пьетро да Кортона, один из прекрасных шедевров – «Мадонна и святой Франциск»;
  • испанского караваджиста Хосе де Рибера;
  • Бонифацио Веронезе – «Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем, Доротеей и Андреем».
  • Пьер Франческо Мола – картина «Видение святого Бруно»;
  • Антониса Ван Дейка.
Зал номер 13 - фото
Зал номер 13

Зал XIV

В четырнадцатом зале собраны творения Нидерландских и фламандских мастеров XVII века:

  • Никола Пуссен;
  • Жак Куртуа «Битва»;
  • Себастьян Конча «Чудо святого Турибия из Лимы»;
  • Бартоломе Эстебан Мурильо «Мученичество святого Педро Арбуэса» (1668-1670 года).
Зал номер 14 - фото
Зал номер 14.

Зал XV

Отличительная черта этого картинного хранилища – портретная живопись XVIII века.

В зале можно увидеть портреты политических личностей Европы.

Что посмотреть:

  1. «Папа Бенедикт XIV» (1740 год) Джузеппе Мариа Креспи.
  2. «Георг IV» (1816 год) Томас Лоренц.
  3. «Папа Пий VI» Помпео Батони.
  4. «Папа Климент IX» (1669 год) Карло Маратта.
  5. «Борьба между Амуром и Паном» Франческо Манчини.
Зал номер 15 - фото
Зал номер 15

Зал XVI

В шестнадцатом зале туристам откроются шедевры таких талантливых мастеров, как:
Чешский живописец Петер Венцель, судьба которого переплетается с Римом и Ватиканом.

Его знаменитые произведения: «Адам и Ева в Эдемском саду», «Леопард нападает на зебру», «Рев тигра» и другие.

Зал номер 16 - фото
Зал номер 16.

Зал XVII

В семнадцатом зале хранятся скульптурные композиции великого итальянского скульптора Лоренцо Бернини – ангелы Бернини.

В комнате галереи также выставлены глиняные модели голов святого Атанасио и святого Иоана Кризиостомо.

Ещё один шедевр зала – мраморный памятник, с деталями лепнины и позолоченной бронзы, созданный по заказу папы Александра VII.

Зал номер 17 - фото
Зал номер 17

Зал XVIII

В зале представлены композиции византийской иконографии и мозаичные произведения.

Зал номер 18 - фото
Зал номер 18.

Время работы

Картинный музей работает с понедельника по субботу – с 8.30 до 18.00.

Выходной – воскресенье.

Pinacoteca - фото
Pinacoteca.

Стоимость билетов

Приобрести билет в Пинакотеку Ватикана можно на месте в кассах у входа в здание. Посещение Пинакотеки возможно по общему билету в музеи Ватикана.

Время работы касс – с 8.30 до 16.00.

Более удобный способ – покупка билета онлайн ⇒. Это займёт у вас лишь пару минут времени и гарантию посещения в удобное для вас время.

Стоимость билетов:

  • взрослый – 17 евро;
  • детям от 6 до 18 лет – 8 евро;
  • детям до 5 лет – бесплатно.

Дополнительная стоимость за бронирование – 4 евро.

Как добраться

Способы, как можно доехать до Ватиканской Пинакотеки:

  1. На метро (по красной ветке MEA – станция Ottaviano), от неё до музея около 200 метров пешком.
  2. На автобусах № 23, 62, 85, 87, 492, 913.
  3. На такси.
  4. Пешим маршрутом.

Схема расположения залов пинакотеки

Расположение залов пинакотеки - схема
Расположение залов пинакотеки.

Пинакотека на карте

Описывать картины в залах Пинакотеки можно бесконечно. Это место, куда действительно стоит приехать, чтобы погрузиться в мир искусства и живописи.

«Живопись — это искусство выражения невидимого через видимое».

Эжен Фромантен

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here