Пинакотека Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – жемчужина живописи в Риме, которая входит во всемирно известный комплекс Ватиканских музеев.
В прекрасном архитектурном сооружении выставлены собрания известных художников Италии XII-XIX веков.
Для посещения захватывающего места рекомендуем запастись не одним днём. Картинный музей – отдельная жизнь, повествующая свою историю.
Что представлено в галерее искусства, главные полотна залов, шедевры знаменитых художников, которые стоит посмотреть в первую очередь – в статье собрана вся полезная информация.
Содержание
История создания
Название пинакотеки происходит от греческого слова «pinakes» — деревянные либо обожжённые глиной таблички с разрисованными иллюстрациями.
Основание коллекций относится ко второй половине XVII века, во времена правления папы Пия VI.
В конце XVIII века часть картин были отправлены по распоряжению Наполеона Бонапарта в Париж, позже в 1815 году в результате представители Венского конгресса решили вернуть экземпляры на родину.
Где изначально размещались художественные собрания?
- Картинные коллекции бережно хранились в папские покоях, перемещаясь в разные комнаты.
- Праздничное открытие галереи состоялось 19 марта 1908 года в одном из коридоров Бельведерского дворца.
- В 1932 году Пий XI поручил строительство нового хранилища пинакотеки, которая сегодня и служит главным музеем картин.
Под руководством архитектора Лука Бельтрами 27 октября 1932 года легендарное сооружение стало открыто для публики.
Какие работы представлены в галерее?
Ватиканскую пинакотеку наполняют шедевры мировых мастеров, но в большей степени здесь можно увидеть потрясающие работы итальянских художников.
Всего в коллекциях насчитывается около 460 произведений живописи, посвящённые религиозной тематике.
Создание работ относятся к периоду XII-XIX веков, от примитивных стилей периода Средневековья до оригинальных направлений живописи Нового времени.
Роскошные залы Пинакотеки пополнила приобретенная папой Пием X коллекция картин византийского искусства.
У входа в музей расположена точная копия знаменитой Пьеты Микеланджело Буонаротти. Оригинал скульптурной композиции находится в Соборе Святого Петра.
В художественной галерее хранятся творения таких легендарных художников, как: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Караваджо, Пьетро да Кортона и многие другие.
(Источник — Musei Vaticani).
Залы пинакотеки
В галерее 18 залов, расположенных в хронологическом порядке.
Подробнее о каждом зале и описание картин…
Краткая характеристика залов
Зал I
В помещении выставлены работы XII-XV веков, принадлежащие Средневековым сиенской, умбрийской и тосканской школам.
Представленные картины периода Средневековья характеризуются примитивными композициями, выполненными в основном под заказ для религиозных институтов на священную тематику.
Большинство рисунков выполнялись на деревянных досках с золотым фоном и имели очерченные контуры.
Художники изображали образы в двухмерном пространстве, а контуры выражений лица на полотнах не имели эмоционального окраса, что объясняется их вероучительным предназначением.
Что посмотреть в I зале:
- Серия средневековых деревянных панно «Примитивы» (расположены в первых двух залах Пинакотеки).
- Картина «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII века) – самая старинная работа коллекции. Композиция округлой формы с четырёхугольным основанием отражает вселенскую причастность к изображённому событию.
- Школа Джунта Пизано – «Святой Франциск и сцены из его жизни» (1260-1270).
- Умбрийская школа – «Расписной крест» (1260-1270).
- Антонио Венециано – «Святая Мария Магдалина» (XIV в.).
- Антонио Венециано – «Святой Иаков Зеведеев» (XIV в.).
Зал II
В зале экспонируются картины периода XIII-XV веков сиенских художников треченто (периода Проторенессанса).
Самые известные экспонаты:
- Композиция из трёх картин «Триптих Стефанески» («Алтарь Стефанески») автора Джотто ди Бондоне была выполнена по поручению кардинала Джакомо Наэтани Стефанески для главного алтаря Собора Святого Петра. Алтарный шедевр выполнен с двух сторон холста, чтобы образ видели как верующие, так и Папа, восседающий в апсиде.
- Картины Симоне Мартини.
- «Мадонна» итальянского художника Бернардо Дадди.
- Шедевры Пьетро Лоренцетти.
Зал III
В зале представлены объекты Флорентийской живописи раннего Ренессансного периода (XV век).
Главные работы:
- «Венчание Богоматери» монаха Филиппо Липпи. Триптих отражает обряд Коронования Богородицы. Выполнен по заказу для монастыря.
- Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником, Сцены из жизни св. Николая, Святой Франциск Ассизский получает стигматы – Фра Беато Анжелико.
- «Мадонна» (1450) автора Беноццо Гоццоли.
Зал IV
В четвёртом зале хранятся работы XV-XVI веков.
В этом помещении стоит увидеть фреску Мелоццо да Форли — «Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку».
Рядом расположены фрагменты и элементы мозаики апсиды из римской церкви Санти-Апостоли (Церковь Двенадцати Святых Апостолов Христа).
Зал V
Среди композиций XV века выделяются экспозиции:
- Пределла «Чудеса св. Винченцо Феррера» (1473 год) Эрколе де Роберти.
Картина иллюстрирует жизнь монаха-миссионера Винсента Феррера.
Пределла – это невысокая продолговатая надставка над престолом в католических средневековых церквях. - «Пьета» немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.
Автор живописных и портретов с элементами графики, библейских и сюжетных картин использовал в своих работах сочетание готического стиля и художественных деталей Ренессанса. Картина «Пьета» изображает оплакивание Христа Девой Марией.
Зал VI
В шестом зале расположены картины, состоящие из нескольких частей – «Полиптихи» (XV века). Работы объединены общим замыслом с церковным сюжетом.
Экспозиция верхней секции полиптиха – «Пьета» автора Карло Кривелли была приобретена в картинную коллекцию в 1831 году папой Пием VII в Марше.
Помещение украшает произведение «Святой Антоний Аббат, оплакиваемый Христос и святые» одного из мастеров венецианской школы живописи Антонио Виварини.
Не оставит равнодушным картина «Богоматерь на престоле со св. Павлом, Августином, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом» (1481 год) художника Витторио Кривелли.
Кривелли использовал в своём творчестве позднеготический стиль, в некоторых работах прослеживаются детали феодально-рыцарской культуры.
Картины оставлены с подписью: «Витторио Кривелли, Венецианец».
Полиптих «Коронация Богородицы, Осаждение Христа и святых» (1466 год) выполнен художником Никколо Алунно.
Работа была выполнена на заказ для церкви святого Августина в Монтельпаро (Асколи-Пичено).
В коллекцию Ватиканской Пинакотеки картину выкупил папа Григорий XVI в 1844 году.
В зале стоит обратить внимание на творчество мастеров: Марко Палмеззано, Бартоломео Томмасо, Марко Палмеззано, Кола дель Аматриче.
Зал VII
Зал украшен шедеврами XV-XVI веков.
Главные композиции:
- «Мадонна с младенцем и святыми» («Мадонна Децемвиров») (1495—1496 гг.), «Святые Бенедикт, Флавиа и Пласидо», «Воскресение» (1499-1500) итальянского живописца Пьетро Перуджино.
- «Коронование Марии» Пинтуриккьо.
- «Мадонна со св. Иоанном Крестителем, Джеромом, Лаврентием и Домиником» (1493) художника Мариано д’Аустерио да Перуджо.
- «Поклонение волхвов» — выполнено учеником Перуджино – Пьетро ди Джованни.
Зал VIII
Зал знаменит картинами Рафаэля Санти (XVI век).
По заказу папы Римского Лева X Сикстинская Капелла украсилась прекрасными работами Рафаэля Санти. Вклад художника в мир искусства бесценен и велик. Его картины разбрелись по всему свету. Картины и гобелены по рисункам позже были представлены в пинакотеке.
В центре восьмого зала расположены три алтарные картины, а по периметру – гобелены по эскизам Рафаэля и его учеников.
Одни из композиций итальянского живописца:
- «Алтарь Одди» («Коронование Девы Марии») иллюстрирует в верхней части Иисуса Христа и Богородицу в окружении ангелов, в нижней части – апостолов у цветущей гробницы.
Пределла состоит из трёх частей: «Благовещение», «Введение во храм» и «Поклонение волхвов».
Работа создана в 1502-1503 годах по заказу Маглалены Одди для церкви Святого Франциска в Перуджино.
В XVIII веке произведение вывезли в Париж.
По поручению Папы Пия VII шедевр пополнил коллекцию Ватиканской Пинакотеки. - «Мадонна ди Фолиньо» — украшала главный алтарь церкви Санта — Мария — ин — Арачели с 1511 года. Позже была перевезена в картинную галерею.
- «Преображение» — самая драгоценная работа Рафаэля, ставшая последней работой творца (1520 год).
Картина выполнена по заказу кардинала Джулио Медичи (ставшего Папой Римским Климентом VII).
Сюжет: Преображение Иисуса и изгнание апостолами нечисти из юноши. - «Вера, Милосердие и Надежда» (1507 год) — три отдельные картины, являющиеся пределлой алтарного образа.
Композиция была создана для фамильной капеллы знатного рода Бальони. - Произведения «Святой Петр» и «Святой Павел», выполненные в период 1513-1514 годов.
Зал IX
Девятый зал украшают экспозиции художников XV-XVI веков.
Здесь расположено старинное произведение Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (1482 г.) – незаконченный набросок святого Иеронима в пустыне с верным зверем, среди скалистого пейзажа. Картина оказалась незавершенной из-за отбытия художника в Милан в 1482 году.
Интересный факт! Работа Леонардо да Винчи имеет свою загадочную историю. Первое её упоминание – в последнем письме художницы из Швейцарии Ангелики Кауффманн, после смерти которой картина была утеряна.
Шедевр был найден случайно, в виде разделённого на две части антиквариата (крышка ящика и верх табурета).
Французский кардинал Феш собрал картину из частей и продал за немалую цену Папе Пию IX.
Полюбоваться в помещении можно и на картины других художников XV—XVI веков, таких как Венецианский живописец Джованни Беллини, произведение – «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной» (1471 год).
Экспозиция украшала ранее часть алтаря в церкви Сан Франческо в Пезаро.
Отличительная черта творчества Беллини – передача настроя изображенных героев.
Зал X
В зале представлены объекты художественного искусства XVI века – школа Рафаэля и венецианская живопись.
Здесь также представлены композиции:
- «Портрет дожа Никколо Марчелло», «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари) итальянского живописца Тициана Вечеллио.
Алтарная композиция «Мадонна с младенцем и святые» была создана для церкви Сан Николо дей Фрари, расположенной у Венецианского залива. Мадонна держит на коленях младенца, спускаясь к святым.
В картине переданы трепетные переживания явления Девы Марии с Иисусом Христом.
Художник сумел передать на холсте всю реалию радостного и чистого события. - «Коронация Девы Марии»(1505 год) Джулио Романо.
- «Св. Георгий убивает дракона» (1525 год) Париса Бордоне. Мастер венецианской школы и маньерист, ученик Тициана, использует в своих работах более тёплые тона, закрученные драпировки и необыкновенные фигуры людей.
- «Поклонение волхвов» Рафаэлинно дель Колле.
Итальянский художник являлся учеником Рафаэля Санти и Джулио Романо. - «Видение святой Елены» (1525) Паоло Веронезе.
Веронезе передавал в своих работах настоящий праздник в красочных и ярких тонах. Люди изображались в богатом одеянии в роскошных интерьерах.
В произведении «Видение святой Елены» он изобразил Елену прекрасной молодой девушкой, не смотря на её преклонный возраст, якобы акцентируя на вечность бытия.
Зал XI
В комнате расположены картины конца XVI века.
Главные экспозиции:
- «Отдых на пути в Египет» (1573 год), «Благовещение» (1582-1584 года) Федерико Бароччи.
В своей картине «Отдых на пути в Египет» Бароччи отразил всю простоту Святого Семейства. По сюжету Джузеппе и Мария бегут из Израиля, чтобы спасти маленького Христа от убиения младенцев. - «Восхождение Лазаря» (1555 год) Джироламо Муциано.
Работа была выполнена в Сабиако для римского дворца Сан-Марко, позже перенесена в Санта-Марию-Маджоре. - Произведения Джорджо Вазари.
Зал XII
В помещении открывается новый стиль периода XVII века – барокко.
Что можно увидеть в двенадцатом зале:
- Картины болонского живописца Гвидо Рени: «Распятие святого Петра»(1604-1605 года) и «Святой Матфей и ангел».
- Экспозиция «Положение во гроб» (1603 год) итальянского творца Караваджо.
Шедевр был создан по заказу церкви Кьеза Нуово.
В лице фарисея Никодима, по мнению многих мастеров, изображен Микеланджело.
Картина считается одной из главных работ творца.
В 1797 году она была увезена по приказу Наполеона в Париж. С 1820 года полотно возвращено и отправлено в Пинакотеку.
На картине иллюстрирован мёртвый Иисус Христос на руках у святых Иоана и Никодима. - «Последнее причастие святого Иеронима» итальянского художника Доменикино.
Работа является настоящей редкостью в иконографии. Сюжет создан на основе работы Агостино Караччи.
Всё до мельчайших деталей продумано и передано автором, поражает совершенство и уникальность техники. - Французского художника Никола Пуссена – «Мученичество святого Эразма».
- Валантен де Булонь – «Мученичество святых Прокесса и Мартиниана» (1629 год).
- Гуерчино – «Святая Мария Магдалена».
Зал XIII
В зале можно познакомится с творчеством таких великих художников, как:
- Пьетро да Кортона, один из прекрасных шедевров – «Мадонна и святой Франциск»;
- испанского караваджиста Хосе де Рибера;
- Бонифацио Веронезе – «Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем, Доротеей и Андреем».
- Пьер Франческо Мола – картина «Видение святого Бруно»;
- Антониса Ван Дейка.
Зал XIV
В четырнадцатом зале собраны творения Нидерландских и фламандских мастеров XVII века:
- Никола Пуссен;
- Жак Куртуа «Битва»;
- Себастьян Конча «Чудо святого Турибия из Лимы»;
- Бартоломе Эстебан Мурильо «Мученичество святого Педро Арбуэса» (1668-1670 года).
Зал XV
Отличительная черта этого картинного хранилища – портретная живопись XVIII века.
В зале можно увидеть портреты политических личностей Европы.
Что посмотреть:
- «Папа Бенедикт XIV» (1740 год) Джузеппе Мариа Креспи.
- «Георг IV» (1816 год) Томас Лоренц.
- «Папа Пий VI» Помпео Батони.
- «Папа Климент IX» (1669 год) Карло Маратта.
- «Борьба между Амуром и Паном» Франческо Манчини.
Зал XVI
В шестнадцатом зале туристам откроются шедевры таких талантливых мастеров, как:
Чешский живописец Петер Венцель, судьба которого переплетается с Римом и Ватиканом.
Его знаменитые произведения: «Адам и Ева в Эдемском саду», «Леопард нападает на зебру», «Рев тигра» и другие.
Зал XVII
В семнадцатом зале хранятся скульптурные композиции великого итальянского скульптора Лоренцо Бернини – ангелы Бернини.
В комнате галереи также выставлены глиняные модели голов святого Атанасио и святого Иоана Кризиостомо.
Ещё один шедевр зала – мраморный памятник, с деталями лепнины и позолоченной бронзы, созданный по заказу папы Александра VII.
Зал XVIII
В зале представлены композиции византийской иконографии и мозаичные произведения.
Время работы
Картинный музей работает с понедельника по субботу – с 8.30 до 18.00.
Выходной – воскресенье.
Стоимость билетов
Приобрести билет в Пинакотеку Ватикана можно на месте в кассах у входа в здание. Посещение Пинакотеки возможно по общему билету в музеи Ватикана.
Время работы касс – с 8.30 до 16.00.
Более удобный способ – покупка билета онлайн ⇒. Это займёт у вас лишь пару минут времени и гарантию посещения в удобное для вас время.
Стоимость билетов:
- взрослый – 22,9 евро;
- детям от 6 до 18 лет – 13,9 евро;
- детям до 5 лет – бесплатно.
Как добраться
Способы, как можно доехать до Ватиканской Пинакотеки:
- На метро (по красной ветке MEA – станция Ottaviano), от неё до музея около 200 метров пешком.
- На автобусах № 23, 62, 85, 87, 492, 913.
- На такси.
- Пешим маршрутом.
Схема расположения залов пинакотеки
Пинакотека на карте
Описывать картины в залах Пинакотеки можно бесконечно. Это место, куда действительно стоит приехать, чтобы погрузиться в мир искусства и живописи.
«Живопись — это искусство выражения невидимого через видимое».
Эжен Фромантен