Колизей в Риме или амфитеатр Флавиев

Символ Рима - фото
Символ Рима.

Колизей в Риме, так же известный как амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — крупнейшая гладиаторская арена Римской империи, которая является настоящим архитектурным шедевром периода античности.

Древний памятник сегодня – центральный символ итальянской столицы,  сохранивший масштабный вид и захватывающую атмосферу зрелищных представлений и сражений.

В статье узнаете о многовековой истории достопримечательности, выясните, что можно увидеть сегодня на месте знаменитой арены, разберетесь, как посетить древний амфитеатр и другая полезная информация путешественнику.

Колизей коротко в вопросах и ответах


Время для прочтения статьи — 20 минут. Лень читать — для вас наш специальный блок:


  1. Сколько лет Колизею? На момент 2020 года Колизею насчитывается 1948 лет.
  2. Когда был построен Колизей? Строительство началось в 72 году нашей эры.
  3. Сколько лет строили Колизей? На протяжении 8 лет велись работы над постройкой.
  4. Сколько людей вмещает Колизей? Вместимость Колизея 50000 — 80000 зрителей (точное количество неизвестно).
  5. Кто построил Колизей? Древний амфитеатр начали возводить представители императорской династии Флавиев.
  6. Как строили Колизей? Масштабное сооружение возводили тысячи рабов-иудеев.
  7. Из чего сделан Колизей? Основной структурный каркас и фасад были выполнены из травертина, вторичные стены – из вулканического туфа, а внутренняя сторона и аркадные своды – из бетона.
  8. Как выглядел Колизей? Огромное величественное здание в форме эллипса с пятью уровнями, украшенное скульптурами в нишах арочных сводов. Высокие трибуны, просторная арена и подвальные помещения составляли внутреннюю структуру постройки.
  9. Что происходило в Колизее? Здесь проводились зрелищные показательные выступления для римлян: гладиаторские поединки, бои с животными, морские сражения.
  10. Кто разрушил Колизей? Нашествие вестготов на Рим в VI веке подвергло амфитеатр разрушению и разграблению.
  11. Что рядом с Колизеем? Рядом стоит посетить Римский форум и Палатинский холм.
  12. Как работает Колизей? Работает круглый год, кроме 25 декабря и 1 января.
  13. Как купить билет? На сайте нашего официального партнера ⇒.

Информации оказалось недостаточно?? Читаем дальше…

Величественный памятник - фото
Величественный памятник.

История строительства Колизея

Первые гладиаторские бои в Риме проводились на деревянной арене марсианского поля, однако она была уничтожена крупным пожаром в 64 году.

Начало строительства новой площадки для показательных состязаний относится к 72 году нашей эры при императоре Веспасиане.

Работы велись между холмами Палатин, Эсквилин и Селио на месте засыпанного пруда, которое располагалось у Золотого дома Нерона.

Тысячи пленников-иудеев, отправленных в Рим после еврейско-римской войны, возводили грандиозное строение в течение 8 лет.

После смерти Веспасиана, его сын и преемник император Тит завершил масштабное строительство и торжественно открыл амфитеатр в начале 80 года. В честь открытия проводились 100-дневные зрелищные игры.



Дальнейшими изменениями амфитеатра управлял император Домициан.

На огромной арене проводились публичные представления:

  • гладиаторские бои;
  • охота на животных;
  • морские сражения;
  • казни;
  • драмы мифологических сюжетов.

Император Траян продолжил период непрерывных показательных выступлений в 117 дней.

Судьба Колизея в последующие годы:

  1. Повреждение в результате пожара 217 года. Под руководством императора Александра Севера здание восстановлено.
  2. Христианизация V века. В 404 году монах Телемах стал первым, кто выступил против кровавых боёв, после чего был забит камнями. Позже Император Гонорий Август официально ввёл запрет на проведение кровопролитных состязаний.
  3. Вторжение готов на территорию Рима в VI веке: разграбление и уничтожение здания.
  4. В конце VI века Колизей окончательно утратил своё первоначальное значение.
Гладиаторские бои - фото
Гладиаторские бои.

Колизей в период Средневековья

После варварского нападения арена амфитеатра превратилась в кладбище, а помещения здания стали служить жильём для римлян.

В IX-X веках сооружение использовалось для укрытия знатных семей.

В 1200 году постройка вошла во владения знатной семьи Франджипани (Frangipane), которые превратили здание в крепость.

Землетрясения 847 и 1349 годов оставили свой отпечаток на центральном монументе города, части и обломки стен вывозились в качестве строительного материала для постройки дворцов.

Разграбленный драгоценный травертин и мрамор использовался для украшения таких знаменитых дворцов как: Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и Палаццо Канчеллерия.

Период Средневековья - иллюстрация
Период Средневековья.

Новое время

XVI век — знаменитый объект города стал принадлежать Римской церкви:

  1. Папа Сикст V планировал построить на уникальном месте завод обработки шерсти, однако не успел это реализовать в связи с внезапной смертью.
  2. В XVII веке арена Колизея вновь стала местом зрелищ, кардинал Альтьери разрешил проведение боев с быками. Быстро распространяющийся общественный протест вскоре остановил подобные мероприятия.
  3. В 1750 году понтифик Бенедикт XIV признал амфитеатр священным местом и освятил его, обустроив на территории часовни и установив священный крест.

С 1991 года каждую страстную пятницу Папа Римский начинает крестный ход у стен Колизея.

В ходе раскопок при Наполеоне I были обнаружены подземные проходы под площадкой арены.

Крестный ход - фото
Крестный ход.

Наши дни

Древний памятник пережил несколько реконструкционных этапов, и в современное время на его территории проводятся восстановительные работы.

Глобальные изменения, в ходе которых достопримечательность имеет сегодняшний вид, появились в период правления Бенито Муссолини (Benito Mussolini).

До наших дней сохранилось 3 арочных уровня:

  1. Нижний уровень с полуколоннами дорического ордера (76 пролетов с сохранившейся нумерацией входов);
  2. Второй уровень – колонны ионического ордера;
  3. Третий – увенчанный аттиком с декорированными выступами коринфского ордера.

Тарвертиновые стены здания были покрыты водоотталкивающим веществом для предотвращения процесса разрушения.

Ежегодно миллионы туристов посещают Колизей, восхищаясь уникальностью исторического места.

В последние годы Колизей стал международным символом борьбы против смертной казни, которая была отменена в Италии в 1948 году.

Несколько демонстраций прошли перед сооружением в 2000 году. С тех пор в качестве жеста доброй воли местные власти Рима меняют цвет ночного освещения Колизея с белого на золотое в момент отмены либо смягчения смертного приговора в любой точки мира.

(Источник — Prowalk Tours).

Происхождение названия

Сооружение имеет два названия:

  1. Амфитеатр Флавиев – в честь основателей, императоров династии Флавиев.
  2. Более распространённое название – Колизей.

О происхождении названия «Колизей» существует 3  гипотезы:

  1. Колоссальные размеры постройки. Слово «colosseus» в переводе с латинского языка означает «гигантский, огромный».
  2. В честь бронзовой статуи Колосс Нерона, которая, согласно античным летописям, располагалась у Золотого дома Нерона.
  3. Созвучно с высказыванием «Colis eum?» («Вы поклоняетесь ему?»). Предположение связано с ритуальными обычаями сатанистских культов эпохи Ренессанса.
Бронзовая статуя Нерона - гравюра
Бронзовая статуя Нерона.

Архитектура Колизея

Монументальное сооружение имело эллипсоидную форму, с пятью уровнями.

Структура здания разделялась на три основные части:

  1. Трибуны.
  2. Арена.
  3. Гипогей (подвальные помещения).

Арочные этажи имели высокий подъем для большей вместимости зрителей.

Арки украшались статуями из мрамора, а опоры разных стилей поддерживали и связывали огромную конструкцию, делая её более лёгкой и воздушной.

Вокруг здания простиралась травертиновая дорожка.



Параметры постройки:

  • общий периметр – 524 метра;
  • длина по длинной оси – 188 метров;
  • длина по короткой оси – 156 метров;
  • высота – 48 метров.

Строительный материал, использовавшийся при строительстве: кирпич, покрытый травертином, элементы из туфа, камня и дерева, мраморные плиты.

Стены делались из терракотового камня, по подсчётам его израсходовалось около 1 миллиона штук.

Основной структурный каркас и фасад были выполнены из травертина, вторичные стены – из вулканического туфа, а внутренняя сторона и аркадные своды — бетонные.

Свыше 100 тысяч кубометров травертина и 300 тысяч винтовых свай было использовано при строительстве монумента.

Архитектурный проект сооружения предусматривал продуманные для удобства элементы:

  1. Около 80 входов, выполненных из мрамора, красного кирпича и туфа. Четыре основных входа относились к императору и высшей знати.
  2. Многочисленные лестницы и проходы.
  3. Сложные коридоры.
  4. Подвальные помещения для подготовки к представлениям, которые связывались подъемной канатной системой. В подземных пространствах располагались порталы для гладиаторов, помещения с животными и комнаты с раненными и умершими бойцами.

Система расположения входов и проходов здания позволяла за считанные минуты заполнить и освободить от людей пространство.

Вспомогательные сооружения, которые располагались рядом с Колизеем:

  1. Лудус Магнус («Ludus Magnus») — школа подготовки гладиаторов к сражениям.
  2. Армаментарий (Armamentarium) – арсенал для хранения оружия; 
  3. Summum Choragium – хранилище машин и оборудования;
  4. Санитарий (Sanitarium) – место для лечения раненых гладиаторов; и 
  5. Сполиариум (Spoliarium) – место для мертвых гладиаторов.
Символ культуры Вечного города - фото
Символ культуры Вечного города.

Внутреннее устройство (трибуны)

Разделялось пять основных уровней трибун, секции которых отделялись по социальным классам.

Нижние уровни представляли аркадные ряды с 80 арками.

Расположение ярусов со зрительными местами:

  • ближе к арене занимали места люди с высшими званиями и элита;
  • на средних ярусах располагались представители среднего общества;
  • специальные места на верхнем уровне отводились для бедных людей, женщин и рабов;
  • отдельные зоны выделялись для зарубежных гостей и солдат.

Места строго регулировались в зависимости от классовой принадлежности людей, само посещение представлений было бесплатным.

Общая вместимость посетителей по разным источникам включала от 50 000 до 80 000 человек.

Чтобы посетить развлекательное место, римляне приобретали тессер (проходной билет), который представлял маленькую квадратную табличку с номерами ряда и места.

Трибуны отделялись от арены металлической оградой, а в специальных нишах сидели стрелки для защиты зрителей от нападений животных.

Во время выступлений между рядами проходили торговцы, предлагающие приобрести статуэтки воинов или еду.

Трибуны верхнего уровня - иллюстрация
Трибуны верхнего уровня.

Арена

Арена Колизея имеет форму эллипса, её размеры:

  • длина – 85,5 метров;
  • ширина – 53,5 метров.

Благодаря округлой форме площади обречённые жертвы не находили себе уголка для укрытия.

Арена от латинского «Harena» означает «песок».

 Площадка для состязаний выстилалась из деревянных досок и имела песчаный настил.

Песок на арене амфитеатра красили в красный цвет, для того, чтобы зрители не пугались количества пролитой крови жертв, а для предотвращения неприятного запаха расставлялись специальные бочки с благовониями.

Для доступа к арене было оборудовано два главных портала:

  1. Порта Триумфалис (триумфальные врата), расположенные с западной стороны. Через них бойцы выходили на сцену.
  2. Порта Либитинария (погребальные врата) – на восточной стороне. Служили для выноса погибших.

Для проведения морских сражений вся площадь заливалась водой, для этого арена была оснащена хорошо оборудованной гидравлической системой. На сегодняшний день подобный механизм полностью не раскрыт.

Беспощадная арена - иллюстрация
Беспощадная арена.

Гипогей (подземные ходы)

Под ареной располагались подвальные проходы и помещения – гипогеум (hypogeum), который включал 2 основных яруса:

  • помещения с клетками, комнатами для бойцов;
  • ходы для императора и рабочих.

Для связи подземных пространств и арены использовались канатные конструкции – первые изобретения-лифты.

Обустроенные ловушки под землёй создавали эффектное появление и исчезновение объеков.

Гипогей - иллюстрация
Гипогей.

Веларий (навес)

Для защиты от жаркого солнца, дождя и непогоды над трибуной устанавливался специальный парусный навес – веларий.

Натягиванием полотна и его регулированием занимались матросы и служащие флота.

Ткань крепилась к деревянным мачтам, расположенным на верхнем уровне сооружения.

Веларий - иллюстрация
Веларий.

Предназначение амфитеатра Флавиев

Выступления в амфитеатре включали следующие зрелища:

1. Бои гладиаторов (munera). Длительность проведения – более 400 лет.

Гладиатор почитался римлянами, вызывал восхищение и признание. Гладиатором мог стать как раб, так и обычный человек. По заказу личностей высокого статуса проводились состязания, отличающиеся формой проведения и имеющие различия в виде оружия.

Поражение в бою обозначалось специальным жестом – поднятый указательный и безымянный пальцы.

Победа поощрялась одетым на шею венком, а рабу даровалась свобода и именной деревянный меч.

По общим подсчётам от 300 000 до 500 000 человек погибли на арене Колизея.

2. Охота на животных (venationes).

Выделялось два вида поединков:

  • животное и животное;
  • человек и животное.

Животные отлавливались с территории всей Римской империи.

Более 5000 животных были убиты на земле амфитеатра.

3. Морские сражения (naumachia).

Самые зрелищные и богатые представления. По сохранившимся сведениям в Колизее проведены 5 подобных мероприятий.

Первая морская битва упоминается в период победы Цезаря в войне 46 года, а в 80 году известно о проведении на арене танцевального женского выступления на воде.

Между основными выступлениями проводились развлекательные шоу с актёрами, певцами и мимами.

Все действия, происходящие на арене, проходили под девизом «Panem et circenses!» («Хлеба и зрелищ!»).

Морские сражения - фото
Морские сражения.

Рядом с Колизеем

Рядом с крупнейшим амфитеатром можно посетить достопримечательности:

  1. Арка Константина.
  2. Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  3. Базилика Святого Климента.
  4. Палатинский холм.
  5. Римский форум.
Арка Константина - фото
Арка Константина.

Где находится Колизей

Колизей расположен недалеко от Палатинского холма, рядом с Римским форумом и «Золотым домом» Нерона.

Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184.

Памятник города с высоты - фото
Памятник города с высоты.

Расположение на карте Рима

Виртуальный тур по Колизею

Часы работы 

Колизей открыт круглый год, кроме 25 декабря и 1 января.

График работы:

Сезонный период Начало работы Закрытие
Ноябрь – середина февраля 08:30 16:30
Конец февраля – март 08:30 17:00
Конец марта – конец августа 08:30 19:15
Сентябрь 08:30 19:00
Октябрь 08:30 18:30

Как добраться до Колизея

Возможные способы, как доехать к древнему монументу:

  1. На метро (от станции «Termini» по линии B (синяя) до станции «Colosseo»).
    Дорога займет около 15 минут.
  2. На автобусе № 2, 51, 75, 85, 87.
  3. На трамвае № 3 и 8.
  4. Пеший маршрут – по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi.
Дорога к памятнику города - фото
Дорога к памятнику города.

Стоимость посещения

Очереди в Колизей считаются одними из самых длинных, здесь можно провести несколько часов.

Для экономии времени и, чтобы не сталкиваться с проблемами языкового барьера, рекомендуем заказать билет онлайн на сайте нашего официального партнёра ⇒.

Стоимость билета:

  • взрослый – 24 евро;
  • детский (до 17 лет) – 6,50 евро;
  • льготный билет – 10 евро.

В стоимость входит посещение Колизея, Палатинского холма и Римского форума без очереди.

При входе в знаменитый памятник возможно приобрести аудиогид за 6 евро.

Бесплатное посещение – в первое воскресенье месяца, однако очереди в этот день еще больше обычного.

Подробная инструкция как купить билет в Колизей онлайн и описание всех вариантов билетов

Многочасовые очереди - фото
Многочасовые очереди.

Интересные факты

  1. С 2007 года в результате проведённого конкурса организации «New Open World Corporation» амфитеатр включён в список «Новые семь чудес света».
  2. Колизей изображен на обороте итальянской монеты 5 центов.
  3. Великое сооружение возводилось без использования строительного раствора, травертиновые блоки скреплялись с помощью металлических стержней.
  4. Строительный материал, взятый из стен Колизея во время его упадка, использовался при строительстве собора Святого Петра.
  5. Планировку самого большого амфитеатра, построенного в Древнем Риме, используют и сегодня некоторые компании при строительстве крупных стадионов.

Колоссальную постройку города выбирали для своих выступлений мировые звёзды:

  • Рей Чарльз (Ray Charles) – в мае 2002 года;
  • Пол Маккартни (Sir Paul McCartney) – май 2003 года;
  • Элтон Джон (Sir Elton John) – сентябрь 2005 года;
  • Билли Джоел (Billy Joel) – июль 2006 года.

Образ древнего амфитеатра используется в разных направлениях искусства:

  • в компьютерной графике игр «Age of Empires», «Civilization», «Assassins’s Creed»;
  • иллюстрации в фильмах: «Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953 г.; «Гладиатор» (Gladiator), 2000 г.;
  • упоминания в музыкальных произведениях Боба Дилана (Bob Dylan) – «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-группы «Ария» – «Колизей».
Момент из кинофильма "Гладиатор" - кадр
Момент из кинофильма «Гладиатор».

Достопримечательность имеет большое историческое и археологическое значение, напоминающее о былом величии Римской империи. 

Согласно оценке Министерства культуры, Колизей принимает 6 миллионов посетителей в год и является самым посещаемым памятником в Италии.

Многие известные личности вдохновлялись красотой великолепного здания для создания своих произведений. Английский поэт Джордж Байрон упоминал Колизей в своей поэме:

 «Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей — и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима».



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь