Станцы и лоджии Рафаэля Санти — художественное богатство Ватикана, которое хранит в себе Апостольский дворец Ватикана.
В галереях Ватиканского дворца увидите легендарные росписи и фрески знаменитого мастера.
Содержание
Станцы Рафаэля
Рафаэль Санти – величайший итальянский живописец, архитектор и художник, мастер архитектурного и графического искусств, который славится во всем мире своими уникальными произведениями.
В работах художника ярко отражен стиль эпохи Возрождения.
В 1508 году Рафаэль занял должность официального живописца папской резиденции в Риме.
Художник обладал невероятным искусством нанести шедевр за несколько минут на сырую штукатурку до ее полного высыхания.
Мастер создал грандиозные росписи на стенах и потолках залов, аллегорически изображая жизнь человеческого общества.
История создания станцев
Станцы Рафаэля созданы во временной период с 1508 по 1524 года.
Папа Римский Юлий II поручил Рафаэлю оформить парадные залы дворца.
Папа настолько воодушевился эскизами рисунков молодого живописца, что приказал уничтожить работы предыдущих мастеров.
Над основными фресками Рафаэль работал самостоятельно, а роспись плинтусов и второстепенных изображений поручал ученикам. Именно они и завершили работу в 1424 году, после смерти Рафаэля.
Станцы (в переводе с итальянского «комнаты») состоят из четырёх залов:
- Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura).
- Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro).
- Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo).
- Станца Константина (Sala di Costantino).
Рассмотрим каждую из них.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) — Комната Подписей
Украшением Комнаты Подписей Рафаэль занялся первой.
Кропотливая работа длилась 3 года (1508-1511 гг.).
Станца делла Сеньятура в переводе с итальянского языка «Комната Подписи». В этом зале Папа Римский ставил подписи на официальных бумагах особой важности.
Фрески в Зале Сеньятура созданы в одном стиле. Картины посвящены сюжетам деятельности людей и духовной жизни.
На потолке зала художник аллегорически изобразил в образе женских фигур четыре направления:
- Философия.
- Богословие.
- Правосудие.
- Поэзия.
Эти четыре аспекта отразились в главных фресках зала:
- Философия – фреска «Афинская школа». Эту фреску выделяют как одну из лучших работ Рафаэля в станце делла Сеньятура. На ней изображено противоречие Платона и Аристотеля. Платон утверждает о неизмеримой высоте духовного начала человека, Аристотель – напротив, что духовный и земной миры неразрывно связаны. Художник изобразил на фреске и других знаменитых философов в особых многоговорящих позах. Фреска показывает переплетение двух направлений: философии античного времени и теологии нового времени.
- Богословие – фреска «Диспут» («Спор о Святом Причастии»). На фреске представлены действующие лица на небесах и на земле. На небесах изображен Бог, выделенный золотыми сияющими лучами. Ниже расположен Иисус Христос между Иоанном Крестителем и Девой Марией. У ног Иисуса Христа – Святой дух в образе голубя. Рядом изображены другие персонажи из Библии. На земле художник представил отцов Церкви.
- Правосудие – фреска «Основные и теологические добродетели». Роспись раскрывает историю Права. Сверху изображены главные Добродетели: Надежда, Милосердие, Стойкость Осмотрительность и другие. Ниже, на одной стороне – император Юстиниан принимает свод решений от императора Требониана; на другой – папа Григорий IX получает канонический кодекс.
- Поэзия – «Парнас». В этой фреске Рафаэль представил прекрасного Аполлона, который музицирует на лире да браччо. Греческого бога окружают литераторы и музы. Действия раскрываются на горе Парнас в Древней Греции.
Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) – Зал Элиодора
Станца д’Элиодоро расписана Рафаэлем с 1511 по 1514 года.
Папа Римский использовал это помещение для частных приёмов.
Тематика росписи зала носит политический характер и посвящена покровительству Богу, как защитнику церкви на Земле.
Создание фресок совпало с политически напряженным положением на полуострове в связи с угрозой нападения иностранных войск.
Сюжеты раскрываются в росписях:
- «Изгнание Элиодора»;
- «Освобождение Петра»;
- «Месса в Больсене»;
- «Папа Лев I останавливает Аттилу».
Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) – Зал Пожара
Последний зал, расписанный при участии Рафаэля.
Комната украсилась фресками по приказу Льва X, который пожелал видеть сюжеты из истории властвования предшественников Льва III и Льва IV.
Помещение использовалось Львом X в качестве столовой комнаты, которую посещали влиятельные гости дворца.
Главная фреска комнаты – «Пожар в Борго», в честь которой Зал приобрел название. Росписи раскрывают трагические события пожара в Риме 847 года. Необъяснимым образом Папа Лев IV потушил огонь, что спасло людей и церковь.
Знаменитые фрески Зала Пожара:
- «Коронация папой Львом III Карла Великого»;
- «Битва при Остии»;
- «Обет папы Льва III».
Станца Константина (Sala di Costantino) – Зал Константина
Самое большое по площади пространство из станцев.
Рафаэль Санти скончался в 1520 году, не успев закончить роспись этого зала. Художник оставил эскизы работы, по которым ученики продолжили роспись комнаты.
Потолок зала расписан позже художником из Сицилии Томмазо Лаурети.
Станца Константина посещалась при особых церемониях, важных встречах и приёмах гостей.
Сюжеты фресок представляют события из жизни римского императора Константина Великого, который принял крещение.
В Зале Константина насладитесь исторической легендарностью фресок:
- «Видение Креста»;
- «Битва между Константином и Максенцием»;
- «Крещение Константина»;
- «Дар Константина».
Завершение росписи станцев датируется 1524 годом.
Лоджии Рафаэля в Ватикане
Лоджии Рафаэля представляют открытую галерею на втором этаже Апостольского дворца, около Зала Константина.
Проект выдающегося архитектора и живописца Рафаэля Санти относится к знаменитому шедевру искусства римского классицизма эпохи «Высокого Возрождения».
История возникновения лоджий
В 1508 году по поручению Папы Юлия II архитектору Донато Браманте предстояло создать галерею с прекрасным видом на Рим.
Строительство галереи после смерти Браманте завершил Рафаэль Санти из Урбино.
Роспись лоджий продолжалась в период с 1517 по 1519 года. Стены, потолки и своды галереи расписывались учениками Рафаэля – Джулио Романо, Перино дель Вага, Джованни да Удине и др.
Особенности лоджий
Открытая галерея представлена длинным коридором, своды которой разделяют пространство на 13 частей.
В каждой части расположены по четыре картины:
- 4 фрески со сценами из Нового Завета;
- 38 фресок с сюжетами из Ветхого Завета.
Всего 52 композиции с различными сценами из Библии, обрамленные гротесками.
Гротеск – вид художественного орнамента, использовавшийся в итальянском искусстве эпохи Возрождения. Заключается в комическом, фантастическом изображении причудливых существ, животных или растений. Росписи с гротеском всегда идут симметрично, по методу канделябра.
Лоджии, благодаря росписям, прозваны «Библией Рафаэля».
Лоджии Рафаэля сегодня
После проведенных реставрации лоджий испортился оригинальный вид фресок.
Невероятная красота росписей, близкая к оригиналу, сохранилась сегодня в Эрмитажном дворце Санкт-Петербурга. Это единственное место, где работа Рафаэля воспроизведена с детальной точностью.
По приказу Екатерины II в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга создана точная копия Лоджий Рафаэля, которую выполнил Джакомо Кваренги.
Однажды Екатерине II сильно нездоровилось. Взяв альбом с изображениями галереи дворца Папы в Ватикане, императрица восхитилась картинами.
И тут же повелела:
«Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они».
Где увидеть знаменитые фрески Рафаэля
Станцы и лоджии Рафаэля расположены в Апостольском дворце в Ватикане. Чтобы насладится уникальной работой художника, необходимо подняться на второй этаж дворца.
(Источник — micheletti patrick).
Как попасть в Музеи Ватикана
Вход в Музеи Ватикана реализуется по единому билету для всех посетителей.
Стоимость билетов:
- 22,9 евро для взрослых;
- 11 евро для студентов и пенсионеров;
- детям до 6 лет бесплатно.
Забронировать билет в Ватиканские Музеи возможно онлайн ⇒, чтобы избежать длинных очередей на входе.
Время посещения Ватиканских Музеев
- С понедельника по субботу – с 9.00 до 18.00. Последний вход в 16.00.
- В воскресенье вход в музеи закрыт, за исключением последнего воскресенья месяца (вход свободный). Билеты на бесплатный день забронировать нельзя, только в составе экскурсии на итальянском и английском. Режим работы в этот день сокращённый – с 9.00 до 14.00, последний вход в 12.30.
Советы по посещению
Необходимо учитывать дресс-код по посещению Ватиканского дворца:
- недопустим пляжный вид одежды;
- одежда должна прикрывать плечи и колени.
Работа над росписью станцев и лоджий принесла большую славу Рафаэлю Санти. Художник выделился как основатель нового направления «римского классицизма».
Фрески изображают глубокие сюжеты со сценами из жизни и позволят окунуться в эпоху Высокого возрождения.
Невероятные лоджии и станцы Рафаэля в Ватикане подарят возможность прикоснуться ближе к прекрасному творчеству выдающегося живописца.
«Картины других художников можно назвать картинами, картины же Рафаэля — сама жизнь».
Джорджо Вазари